12
В этой связи в психологии за последние десятилетия воз-
никло новое уникальное направление: психология креативно-
сти. Две проблемы интересуют в настоящий момент психологов:
собственно проблема креативности и проблема усиления и про-
дления креативности у большинства людей. Разрабатываются раз-
личные методики развития креативности у детей, усиления твор-
ческих способностей в зрелом и пожилом возрасте. Описываются
и изучаются отдельные редкие индивиды, отличающиеся по ряду
параметров от основной популяции. Эти индивиды (креативные
личности) обладают определенным набором психологических
характеристик, которые они гдето (то ли по наследству, то ли в
школу специальную ходили) получили и вечно придумывают что
то новое, всегда идут своим путем, не могут усидеть на одном
месте. Поль Торренс основоположник психологии креативности
писал, что «креативность это значит копать глубже, смотреть луч-
ше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину,
проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке,
приветствовать будущее"(72).
Но не это интересует большинство людей. Никто не станет
вкладывать деньги, чтобы научить свою дочь разговаривать с кош-
кой, а своего сына строить замок на песке. Креативностью интере-
суются постольку, поскольку на креативности стало возможно
делать деньги. Ведь эти отдельно взятые личности периодически
чтото там открывают, и на этом можно делать бизнес.
«Ага!» думают психологи, и целыми школами и научными
направлениями проблему эту, то есть креативность, изучают, а
на базе, изученного пытаются разработать различные комплексы
мероприятий, как эту креативность в детстве как прививку приви-
вать «развивающее обучение» называется.
Все это имеет столько же шансов на успех, как попытка с
детства воспитать из девочки мальчика, или из мальчика девочку.
То есть, не то, чтобы ничего не получилось, но, просто то, что по-
лучится, глаз отнюдь не радует, само по себе вызывает сожаление,
а иногда еще и требует специальной психологической и психоте-
рапевтической помощи. Попытайтесь сделать из примитивной
личности креативную получите невротика; попытайтесь сде-
|