13
лать из креативной личности примитивную получите то же са-
мое (в лучшем случае, а в худшем суицидента).
Только тот факт, что на креативности можно стало делать
деньги, стимулирует многочисленные псевдонаучные исследова-
ния и псевдонаучные рекомендации по развитию этого качества.
Когда еще 200 300 лет тому назад тех же креативных лич-
ностей всех этих изобретателей, поэтов, писателей и артистов
часто за общий стол не пускали, а раньше еще и сжигали про-
блема креативности общество както не волновала, и на учителя,
который стал бы развивать у своих учеников нестандартное мыш-
ление и независимость суждений, посмотрели бы, как мини-
мум, странно.
Умные люди, типа Папы Юлия II, который в карете гонялся
по всей стране за молодым Микеланджело, чтобы уговорить по-
следнего остаться в стране, встречаются редко. Наивно думать, что
в процессе развития человеческой цивилизации чтолибо суще-
ственно изменилось.
Еще более наивно думать об этом в стране, в которой царь
Николай I, посещая московский университет, заявлял ректору по-
сле беседы с лучшими студентами: «Не нужны мне умники, а
нужны послушники".
Наивно думать об этом в стране, в которой уже в начале
двадцатого века элита нации была уничтожена, а величины миро-
вого уровня на пароходе были отправлены куда подальше.
Гумилева расстреляли, Лосев строил Беломорканал, Лиха-
чев изучал русскую культуру на Соловецких островах, Мандель-
штам умер в лагере и могила его неизвестна, Бродского посади-
ли за тунеядство, а затем выгнали из страны. Он не вернулся ни-
когда. Он не приехал ни разу. Задумайтесь почему.
Потому что ничего не изменилось. Ничего. Если вы так не
считаете идите, смотрите телевизор и читайте газеты перед обе-
дом. Девяностолетний академик Лихачев в это время с помощью
тазика с водой будет регулировать влажность в хранилище руко-
писей Пушкина, которые при ближайшем рассмотрении никого в
этой стране не интересуют.
*
|