175
Видя это, как возможно
Не желать бежать, уйти?»
(Ашвагхоша «Жизнь Будды»)
В этих словах осознание главного онтогенетического кри-
зиса аутентичности, связанного с тем, что биологическое развитие
достигая пика, необратимо переходит в процесс старения, и лич-
ность, осознавая свою биологическую привязанность к смертно-
му организму, не желает смирится с общим уделом всего живого
и ищет путей освобождения.
Возможно ли созерцать старость, болезнь и с ними смерть,
и при этом жить, смеяться и шутить с «мертвой петлею на шее»
вопрошает Будда? (135)
Вся экзистенциальная философия, по большому счету
лишь ответ на этот вопрос. Не случайно Альбер Камю писал, что
есть лишь одна понастоящему серьезная философская проблема
проблема самоубийства. «Решить, стоит или не стоит жизнь того,
что бы ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос
философии... Бывает, что привычные декорации рушатся пишет
Камю, Подъем, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе,
обед, трамвай, четыре часа работы, ужин, сон; Понедельник,
вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме вот
путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды встает
вопрос «зачем?.. В немногие часы ясности ума механические
действия людей, их лишенная смысла пантомима явственны во
всей своей тупости» (141).
Что же делать?
Ответ прост: ничего не делать. Поскольку решение про-
блемы экзистенциального кризиса, кроется в самой постановке
проблемы. Ведь по тому «механическому» пути, который опи-
сывает Камю, Франкл, Фромм и другие представители экзистенци-
альной философии и гуманистической психологии «идти лег-
ко»! И по этому пути легко идет большинство людей и для них
проблемы экзистенциального кризиса или ноогенного вакуума
просто не существует, если только искусственно не пытаться за-
ставить их осознать, что их нормальная жизнь (как ее ни обзови
«механическая», «бессмысленная», «винтиковая») это непра-
|