176
вильная жизнь. Достаточно поставить перед человеком вопрос
«Зачем?», чтобы надолго лишить его радости непосредственного
аутентичного существования.
Поэтому, в свою очередь мне бы хотелось поставить во-
прос: «Зачем?». Зачем пытаться показать человеку, зачем пытать-
ся довести до сознания человека, что его жизнь бессмысленна, что
она абсурдна, что удел человеческий и все его существование,
как писал Хайдеггер, ничтожно. Для человека, живущего в суетном
мире и его развлечениях, забота выступает как краткий миг страха.
Но дайте этому страху дойти до сознания, дайте ему разрастись,
взлелейте и удобрите его, и он станет тревогой. Как только ба-
нальный ум предастся созерцанию смерти, тревога перерастет в
ужас.
Что же дальше? Начинать проводить логотерапию, искать
утраченный смысл? Может быть, все же лучше психопрофилакти-
ка? Может быть, лучше не давать человеку возможности осознать
бессмысленность собственного существования, чтобы затем не
призывать его существовать на грани абсурда, получая сомни-
тельное удовольствие от жизни на краю бездны.
Поскольку сама проблема возникает только в момент осоз-
нания, может быть и не стоит осознавать?
Один из основателей гештальтпсихологии K.Koffka
(1935) рассказывает одну старинную шведскую легенду о путнике,
заблудившемся в снегах:
«Вьюжным зимним вечером, после многих часов блужда-
ний по продуваемой ветром равнине, все тропки и вешки которой
оказались покрыты плотным слоем снега, всадник увидел осве-
щенные окна фермы и, радуясь возможности обрести наконец кров
над головой, направился к ней. Хозяин, встретивший его на по-
роге, с удивлением спросил незнакомца, откуда он прибыл. Пут-
ник указал вдаль, по направлению прямо от фермы, после чего
фермер с ужасом и изумлением в голосе произнес: «Да знаете ли
вы, что пересекли сейчас озеро Констанция?» Услышав это, пут-
ник замертво упал к его ногам».
Не уподобляемся ли мы иногда тому самому фермеру, ко-
гда пытаемся довести до сознания нормального человека, живу-
щего своей аутентичной жизнью, пусть механической, пусть при-
|