Navigation bar
  Print document Start Previous page
 176 of 348 
Next page End  

176
вильная жизнь. Достаточно поставить перед человеком вопрос
«Зачем?», чтобы надолго лишить  его радости непосредственного
аутентичного существования.
Поэтому,  в  свою очередь мне бы хотелось поставить во-
прос: «Зачем?».  Зачем пытаться показать человеку, зачем пытать-
ся довести до сознания человека, что его жизнь бессмысленна, что
она абсурдна, что удел человеческий и все  его  существование, 
как писал Хайдеггер, ничтожно. Для человека, живущего в суетном
мире и его развлечениях, забота выступает как краткий миг страха.
Но  дайте этому страху дойти до сознания, дайте ему разрастись,
взлелейте и удобрите его, и он станет тревогой. Как только  ба-
нальный  ум  предастся  созерцанию смерти, тревога перерастет в
ужас.
Что же дальше? Начинать проводить логотерапию, искать
утраченный смысл? Может быть, все же лучше психопрофилакти-
ка? Может быть, лучше не давать человеку возможности осознать
бессмысленность собственного существования, чтобы затем не
призывать  его существовать  на грани абсурда, получая сомни-
тельное удовольствие от жизни на краю бездны.
Поскольку сама проблема возникает только в  момент  осоз-
нания, может быть и не стоит осознавать?
Один из  основателей  гештальт–психологии  K.Koffka 
(1935) рассказывает одну старинную шведскую легенду о путнике, 
заблудившемся в снегах:
«Вьюжным  зимним  вечером,  после многих часов блужда-
ний по продуваемой ветром равнине, все тропки и вешки  которой 
оказались покрыты плотным слоем снега, всадник увидел осве-
щенные окна  фермы и, радуясь возможности обрести наконец кров
над головой, направился к ней. Хозяин, встретивший  его  на  по-
роге,  с удивлением спросил незнакомца, откуда он  прибыл. Пут-
ник указал вдаль,  по направлению прямо от фермы, после чего
фермер с ужасом и изумлением в голосе произнес: «Да знаете ли
вы, что пересекли сейчас озеро Констанция?» Услышав  это,  пут-
ник  замертво упал к его ногам».
Не уподобляемся ли мы иногда тому самому фермеру, ко-
гда пытаемся довести до сознания нормального человека, живу-
щего своей аутентичной жизнью, пусть механической, пусть при-
Hosted by uCoz