206
Поскольку феномен примитивной личности возникает лишь
после достижения индивидом биологической зрелости, вся сущ-
ность примитивного личностного функционирования связана с
изменением онтогенетического эволюционного вектора на инво-
люционный. Мир примитивных личностей это мир инволюцио-
нирующих личностей.
Поскольку в первую очередь процессы эволюции и инво-
люции личности связаны с ее способностью к усвоению и пе-
реработке информации, один из основных законов мира прими-
тивных личностей касается области знаний и когнитивной сферы.
Все знания нужны только для того, чтобы использовать их
в практической жизни, знания ради знаний это глупость. Недос-
таток знаний можно и нужно компенсировать связями. Ценность
человека после достижения им биологической зрелости опреде-
ляется уже не по его способности к усвоению и переработке
знаний, а по тому реальному положению, которое он занимает в
обществе. Его интеллект не имеет при этом никакого значения.
Ценится сила как способность завоевать себе максимальное жиз-
ненное пространство. Особое место при этом принадлежит вещам,
званиям и титулам как символам достигнутости. Для примитив-
ной личности очень важна мифология вещей. «Надеть розовый
галстук или начать танцевать для иного значило бы переменить
мировоззрение... Костюм великое дело...» писал Лосев.
Накапливание и творческое использование знаний дея-
тельность, требующая максимальных затрат энергии. Поглощение
информации и эмоциональное ее отреагирование деятельность,
требующая меньших затрат энергии. Креативная личность имеет
избыток психической энергии и у нее нет другого выхода, кроме
как максимально тратить ее для снижения внутриличностного на-
пряжения.
Ненормальная избыточность психической энергии у креа-
тивных личностей сравнима с нормальной избыточностью психи-
ческой энергии у детей и подростков прежде всего в своих внеш-
них проявлениях: повышенной умственной активности, жизне-
деятельности, склонности ко всему новому, необычному и слож-
ному. И то же самое поведение, которое ни у кого не вызывает
удивления, когда речь идет о ребенке или подростке, которое даже
|