207
не обращает на себя внимания, поскольку обыденно, повседневно
и нормально, в период позднего онтогенеза вызывает искрен-
нее любопытство, иногда зависть, иногда неприязнь, но в любом
случае оно замечаемо, ибо необычно, неповседневно, исключи-
тельно и ненормально.
Если мы рассмотрим личность в широком плане, как это
делал еще Джемс, который включал в понятие личности не толь-
ко физические и душевные качества, но и все, что человек может
назвать своим (его платья, дом, жену, детей, предков и друзей, его
репутацию и труды, его имение, лошадей, его яхту и капитал), то
можно выделить при этом в личности как бы ее внутреннюю им-
манентную сущность и самоценность, которая остается и сохраня-
ется после того, как личность лишается всего того, что обозна-
чено выше в скобках, и ее внешнюю, не обязательно связанную с
внутренней сущностью личности, ценность. Эта ценность лично-
сти определяется прежде всего общечеловеческой ценностью тех
предметов, которые включены выше в скобки. Так всегда было и
всегда будет. Всегда в обществе ценность человека как личности
определяется по тому, как он одет, какой у него дом, какая у него
жена, насколько престижна его профессия, сколько он зарабатыва-
ет, каков его капитал, какими званиями и титулами он обладает,
каковы его связи. Эти ценности можно отнести к непреходящим в
мире примитивных личностей.
Все эти ценности и их значимость вытекают из самой сущ-
ности примитивной личности, и более того, все они начинают
приобретать свою ценность только на определенном этапе лично-
стного онтогенеза. Взгляд на мир глазами ребенка и подростка
более непосредственен. В детском мире роста и развития уделя-
ется большее внимание именно внутренней сущности и людей и
явлений. Зеленое стеклышко для ребенка представляет больший
интерес, чем стодолларовая купюра, потому что через зеленое
стеклышко можно по новому увидеть весь мир, а на стодолларо-
вую купюру весь мир можно всего лишь купить. Внутриличност-
ная (интраиндивидуальная по теории Л. Я. Дорфмана) сущность
другого человека представляет для подростка гораздо большее
значение, чем социальное положение его родителей, одежда, ко-
торую этот человек носит и школа, в которую он ходит.
|