208
Антуан де СентЭкзюпери в «Маленьком принце» грустно
сокрушается, что взрослые никогда не спросят о самом главном,
когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг: «Они
никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А
какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он
бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него
братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И по-
сле этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь
взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у
него герань, а на крышах голуби», они никак не могут предста-
вить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч
франков», и тогда они восклицают: «Какая красота!» (210).
Одна из главных задач онтогенетической персонологии,
как она мне видится, заключается не только в том, чтобы дока-
зать, что онтогенетическая индивидуальная динамика изменяет
содержательные стороны личности, но и объяснить, почему это
происходит.
Из разной содержательной наполненности одной и той же
личности на разных этапах ее личностного онтогенеза, непо-
средственно вытекает известный конфликт поколений, конфликт
между миром креативных детей и подростков и миром примитив-
ных взрослых. Разное мировоззрение, разные ценности, разнона-
правленное в векторном отношении бытие приводит к естест-
венному антагонизму, который из поколения в поколение находит
свое естественное же разрешение в том, что 95 процентов бун-
тующих креативных подростков (нигилистов и анархистов), неза-
метно в процессе онтогенеза превращаются в примитивных лич-
ностей и вливаются в примитивный мир. Они незаметно для себя
усваивают, понимают и проникаются ценностями этого мира и
стыдливо вспоминают свои «незрелые» юношеские порывы и
фантазии.
Какой нормальный юноша или девушка интересуется мате-
риальным положением или социальным статусом своей люби-
мой или любимого? И какой нормальный молодой человек или
молодая женщина не интересуются этим? Какой нормальный
юноша или девушка интересуется социальной престижностью или
материальной выгодностью своей будущей профессии? И какой
|