244
Само понятие гениальности существует тысячелетия. Фи-
лософы античности понимали гениальность как нечеловеческое
качество, как божественную одаренность (от латинского «genius»
«дух»), а гения как человеческое воплощение этой божественной
силы.
Понятие гения стало привычным и общераспространенным
в эпоху Возрождения. Немецкий музыкальный теоретик Глареан
(1488 1563) один из разделов в своем сочинении назвал «О ге-
нии композитора» (36) Понятие гения далее распространилось и
на другие области: религиозную, научную, политическую, воен-
ную). Длительное время существовали разногласия по поводу то-
го, в каких областях человеческой деятельности возможно при-
менение понятия гениальности. Кант считал, что гений, как явле-
ние мистическое, не поддающееся ни объяснению, ни овладению,
возможен только в сфере искусства, поскольку только здесь сво-
бодная игра художественного духа, сверхчувственного и непости-
жимого, порождает гениев. В отличие от искусства науки основа-
ны на передаче и проверке опыта и достижений, на повторяемости
результатов, поэтому творцы науки, даже выдающиеся, не имеют
права называться гениями. Гегель также отрицал не только поня-
тие научной гениальности, но и понятие научный талант.
По мнению Дугласа, культ гения, возникший в эпоху Возро-
ждения и проявлению которого способствовала деятельность та-
ких титанов, как Леонардо да Винчи, в период романтизма достиг
своего апогея, и к настоящему моменту практически изжил себя
(145).
Были попытки более рационалистического объяснения это-
го феномена, приводившие к излишне смелым заявлениям, что
«гениальность спит в каждом человеке» и попытки вообще отри-
цать феномен гениальности как уникального явления.
Немецкий просветитель Лихтенберг писал, что «каждый че-
ловек может быть гениальным по крайней мере раз в год», а Ду-
глас утверждал, что для того, чтобы стать гениальным, необходи-
мо всего две вещи: умение трудиться и бить в одну точку.
Известный историк науки Поль де Крюи писал, что «титул
гения раздают с легкостью биографы, слишком ленивые для
того, чтобы выяснить обычные свойства ума и характера, которые
|