245
в соединении с удачей или случайностью сделали необычными
этих людей» (37) и поэтому он считал необходимым избегать
термина «гений» как неудачного.
В литературе о гениальности к настоящему времени выкри-
сталлизовались два направления: элитарное, рассматривающее
гениальности как уникальный феномен, и эгалитарное, рассмат-
ривающее гениальность как сочетание обычной работоспособно-
сти и удачи.
Большое хождение имеет представление о гениях, как
квинтэссенции человеческой популяции. Овчаренко Н. В. в моно-
графии «Гений в искусстве и науке» пишет, что творчество гениев
вершина достижений мировой культуры, по их идеям, произве-
дениям и поступкам мы можем, якобы, судить о том, к чему
стремились люди той или иной эпохи, каким было их мировоз-
зрение, что представляли собой их цели, идеалы, вкусы, нравст-
венный мир (37).
Этот принцип был обозначен Гюставом Лебоном в работе
«Психология народов и масс» как закон пирамиды. Цивилизован-
ный народ Лебон рассматривает как своего рода пирамиду со
ступенями, основание которой занято темными массами населе-
ния, средние ступени образованными слоями и высшие ступе-
ни, т.е. вершина пирамиды, небольшим отрядом ученых, изобре-
тателей, артистов, писателей «очень ничтожной группой в
сравнении с остальной частью населения» (179). Но, в отличие от
многих до него и после него существовавших взглядов на эту
вершину, как на некую квинтэссенцию, благородный и прекрасный
цвет человечества, Лебон замечательно подметил, что большие
интеллектуальные превосходства являются «ботаническими урод-
ливостями» нежизнеспособными сами по себе.
«В действительности верхушка социальной пирамиды,
пишет он, может существовать только под условием постоянного
заимствования своих продуктивных сил у элементов, помещаю-
щихся под нею. Если собрать на уединенном острове всех инди-
видов, составляющих этот цвет, то можно образовать путем их
скрещиваний расу, пораженную всевозможными формами вырож-
дения и, следовательно, осужденную на скорое исчезновение»
|