246
(179). Столь зрелый подход отнюдь не характерен для большин-
ства философов и социологов.
Бертран Рассел писал, что если бы в XVII веке сто выдаю-
щихся личностей погибли бы в детстве, то современный мир не
стал бы таким, каков он есть. «Если творческая потенция всего
лишь ста человек имеет такое значение для мировой истории, то
можно представить себе, продолжает его мысль Вайнцвейг,
какое прекрасное будущее ждало бы нас, если бы целый миллиард
личностей стал обладателем полноценного образования и свобо-
ды, чтобы получить возможность самовыражения и развития
своих природных способностей» (214). Да уж, можно представить.
Подход, конечно, совершенно детский из области детских фан-
тазий: как хорошо было бы, если бы съесть целую тонну моро-
женого и сто килограмм конфет. Миллиард выдающихся лично-
стей! Человечество не смогло бы пристроить и миллион подоб-
ных экземпляров.
Все эти идеи выходят из старой теории общественной ста-
тики и динамики Г. Тарда, согласно которой прогресс складыва-
ется из изобретений гениальных людей и подражаний бездумной
массы. Сюда же можно отнести некоторые идеи Штирнера об
единственном, Ницше о сверхчеловеке, Шпенглера о цезаризме,
Дьюи об избранных, Богардуса о лидерстве, Гука о героях,
Гумилева об апоссионариях и т.п.
Все исследователи гениальности со своей стороны, равно
как и психологи со своей, неоднократно пытались не только кау-
зально объяснить природу гениальности, но и описать ее обяза-
тельные атрибутивные свойства. При этом большинство исследо-
вателей быстро отошли от шопенгауэровского определения ге-
ниальности как ненормального избытка интеллекта.
Были описаны такие характеристики гениев, как их необы-
чайная продуктивность, взаимосвязь в их творчестве большого ко-
личества проблем, и огромное количество идей, вытекающее из
их работ.
Дж. Холтон, изучив материалы о личности и деятельности
Эйнштейна, сформулировал пять особенностей гениального уче-
ного: 1) глубина постижения научных проблем; 2) необыкновен-
ная ясность мысли, проявляющаяся в четкости постановки науч-
|