247
ных проблем и в простоте «мысленных экспериментов»; 3) фе-
номенальное умение уловить почти незаметные значимые сигна-
лы на фоне «шума» в любой экспериментальной ситуации; 4) на-
стойчивость, энергия, полная самоотдача и абсолютная вовлечен-
ность в излюбленную область науки; 5) умение создать вокруг се-
бя своеобразную атмосферу, которую трудно описать (37).
Психологи Чикагского университета Г. Уолберг, С.Рашер и
Дж. Пакерсон выявили у самых выдающихся людей мира (Лео-
нардо да Винчи, Рембрандт, Галилей, Ньютон, Гегель, Наполеон,
Дарвин и другие) четыре основных характеристики: высокий ин-
теллект, любознательность, склонность задавать много вопросов и
стремление выделиться; далее: раннее созревание; далее: настой-
чивость, силу воли и стремление к высоким достижениям; и по-
следнее: большинство из них были усердными тружениками, хо-
рошо переносили одиночество и отличались твердостью.
Более поздние исследования не только известных людей
прошлого, но и современников (Ганди, Хемингуэя, Термана,
Джефферсона, Вашингтона, Кинга, Линкольна, Модильяни) дали
схожие результаты:
1) Раннее овладение знаниями в избранной специальности
или в искусстве.
2) Проявление высокого интеллекта, способности мыслить,
хорошая память в раннем детстве.
3) Энергичность, быстрое продвижение, увлеченность учебой
и трудом.
4) Ярко выраженная независимость, предпочтение работать
в одиночку, индивидуализм.
5) Чувство самосознания, творческой силы и умение кон-
тролировать себя.
6) Стремление контактировать с одаренными юношами
или взрослыми.
7) Повышенная реакция на детали, образцы и другие явле-
ния внешнего мира.
8) Извлечение пользы из быстрого накапливаемого худо-
жественного или интеллектуального опыта (37).
В целом исследования гениальности как самостоятельного
феномена представляют для психологии креативности большой
|