это утверждение), что психоанализ как метод лечения пытается убедить пациента, будто перед Богом и
людьми у него есть только одна обязанность: получать полноценные оргазмы с подходящим
«объектом», и притом регулярно. Конечно, это неправда. Однажды Фрейда спросили, что, по его
мнению, обычному человеку следовало бы уметь хорошо делать. Спрашивавший, вероятно, ожидал
пространного ответа. Но, как утверждают, Фрейд в отрывисто-грубой стариковской манере сказал:
«Любить и работать» («Lieben und arbeiten»). Краткость окупается возможностью размышлять над этой
простой формулировкой: она обретает глубину по мере того, как мы думаем над ней. Ибо когда Фрейд
говорил «любить», он, конечно, подразумевал генитальную любовь, но и генитальную любовь тоже;
когда он говорил «любить и работать», он имел в виду общую плодотворность работы, которая не
поглощала бы индивидуума до такой степени, когда он теряет свое право или способность быть
генитальным и любящим существом. Так мы можем размышлять, но мы не в состоянии
усовершенствовать формулировку «профессора».
Тогда, генитальность заключается в беспрепятственной возможности проявлять оргастическую
потенцию, настолько освобожденную от прегенитальных помех, что генитальное либидо (а не половые
продукты, спускаемые в «стоки» Кинзи
[Альфред Кинзи (1894-1956) -
американский биолог, автор
пионерских исследований в области сексологии, отличавшихся сугубо биологическим подходом к
проблемам половых отношений и преимущественно количественным анализом данных. -
Прим. пер.])
выражается в гетеросексуальной взаимности с полной чувствительностью пениса и вагины и с
судорогообразной разрядкой напряжения во всем теле. Это довольно конкретный способ сказать нечто
о процессе, которого мы в действительности не понимаем.
Выражаясь более ситуационно: сам факт обретения - через нарастающий беспорядок оргазма -
предельного опыта взаимного регулирования двух существ несколько ослабляет враждебность и
потенциальный гнев, вызываемые противоположностью мужского и женского, действительности и
фантазии, любви и ненависти. Таким образом, доставляющие удовлетворение сексуальные отношения
делают секс менее обсессивным, гиперкомпенсацию менее необходимой, а садистические рычаги
управления излишними.
Озабоченному, фактически, целебными аспектами, психоанализу никак не удавалось выразить
сущность генитальности в виде «формулы», в известном смысле значимой для социальных процессов,
затрагивающих все классы, народы и уровни культуры. Та обоюдность оргазма, которую имеет в виду
психоанализ, по-видимому, легко достигается в социальных классах и культурах, волею судеб
оказавшихся ее досужим воплощением. В более сложно организованных обществах этой обоюдности
мешает такое множество факторов, имеющих отношение к благосостоянию, традициям, возможностям
и темпераменту, что скорее подошла бы такая формула сексуального здоровья: человек должен быть
потенциально способным достигать обоюдного генитального оргазма, но еще и быть так устроенным,
чтобы переносить определенное количество фрустрации обоюдности без чрезмерной регрессии во всех
тех случаях, где эмоциональное предпочтение или соображения долга и верности требуют этого.
Хотя психоанализ иногда заходил слишком далеко в своем подчеркивании генитальности как
универсального лекарства для общества и тем самым подтолкнул к новой (пагубной) привычке и
снабдил новым предметом потребления тех, кто хотел именно так интерпретировать его учение, он не
всегда указывал все цели, которые генитальность, фактически, должна бы и, теоретически, обязана
заключать в себе. Для того чтобы иметь прочное социальное значение, утопия генитальности должна
включать:
1. обоюдность оргазма;
2. с любимым партнером;
3. другого пола;
4. с которым человек может и хочет разделить взаимную верность;
5. и с которым он может и охотно готов регулировать циклы:
а) работы;
б) произведения потомства;
в) отдыха;
6. с тем, чтобы и потомству обеспечить все стадии удовлетворительного развития.
Очевидно, что такое утопическое достижение в больших масштабах не способно стать
индивидуальной, да и терапевтической задачей тоже. Но нельзя считать генитальность и чисто
сексуальной проблемой. Она есть интеграл присущих данной культуре нормативных способов подбора
сексуальных партнеров, сотрудничества и соперничества.
Опасность этой стадии - изоляция, то есть избегание контактов, которые обязывают к близости.
|