характеристик, принимаемых в расчет, значительно расширяется (Ананьев,
1968). Специально вопрос о структуре личности освещался К.К. Платоновым,
выделившим в структуре личности ее различные подструктуры, перечень
которых варьировал и в последней редакции состоял из четырех подструктур или
уровней: 1) биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент,
половые, возрастные, иногда патологические свойства психики); 2)
психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства
отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти,
эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли); 3) подструктура
социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки,
умения и привычки); 4) подструктура направленности личности (внутри
которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд
подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы,
индивидуальная картина мира и высшая форма направленности убеждения)
(Платонов, 1975. С. 39^0).
По мнению К.К. Платонова, подструктуры эти различаются по
«удельному весу» социального и биологического содержаний; именно по
выбору таких подструктур как предмета анализа общая психология отличается от
социальной. Если общая психология концентрирует свое внимание на трех первых
подструктурах, то социальная психология, согласно этой схеме, анализирует
преимущественно четвертую подструктуру, поскольку социальная детерминация
личности представлена именно на уровне этой подструктуры. На долю общей
психологии остается лишь анализ таких характеристик, как пол, возраст,
темперамент (что сведено в биологическую подструктуру) и свойств отдельных
психических процессов памяти, эмоций, мышления (что сведено в
подструктуру индивидуальных психологических особенностей). В
определенном смысле сюда же относится социальный опыт. Собственно
психология личности в общей психологии в такой схеме просто не
представлена.
Принципиально иной подход к вопросу был предложен А.Н.
Леонтьевым. Прежде чем перейти к характеристике структуры личности, он
формулирует некоторые общие предпосылки рассмотрения личности в
психологии. Суть их сводится к тому, что личность рассматривается в
неразрывной связи с деятельностью. Принцип деятельности здесь
последовательно проводится для того, чтобы задать всю теоретическую схему
исследования личности. Главная идея заключается в том, что «личность
человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его
деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (Леонтьев, 1975. С. 173).
Поэтому ключом к научному пониманию личности может быть только
исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его
деятельности. Личность выступает в таком контексте, с одной стороны, как
условие деятельности, а с другой как ее продукт. Такое понимание этого
соотношения дает основание и для структурирования личности: если в основе
личности лежат отношения соподчиненности видов человеческой деятельности, то
основанием для выявления структуры личности должна быть иерархия этих
деятельностей. Но поскольку признаком деятельности является наличие мотива, то
за иерархией деятельностей личности лежит иерархия ее мотивов, а также
иерархия соответствующих им потребностей (Асмолов, 1988). Два ряда
детерминант биологические и социальные здесь не выступают как два
равноправных фактора. Напротив, проводится мысль, что личность с самого
|