начала задана в системе социальных связей, что нет вначале лишь биологически
детерминированной личности, на которую впоследствии лишь «наложились»
социальные связи.
Хотя формально в этой схеме не присутствует перечень элементов
структуры личности, по существу такая структура предполагается как структура
характеристик, производных от характеристик деятельности. Идея социальной
детерминации проведена здесь наиболее последовательно: личность не может быть
интерпретирована как интегрирование лишь биосоматических и
психофизиологических параметров. Можно, конечно, утверждать, что здесь
представлен не общепсихологический, а именно социально-психологический
подход к личности, как это, кстати, иногда и делается оппонентами. Однако, если
обратиться к самой сути всей концепции, к пониманию предмета психологии
А.Н. Леонтьевым, то становится ясно, что здесь изложен подход общей
психологии к проблеме личности, принципиально отличающийся от традиционных,
а вопрос о том, как должна подойти к этой проблеме социальная психология, еще
предстоит решить особо.
Трудности выделения специфического социально-психологического угла
зрения при этом только начинаются. Было бы легко вычленить круг его
проблем, если бы на его долю осталась вся область социальной детерминации
личности. Но такой подход был бы уместен (и он, действительно, имеет место) в
тех системах психологии, где допускается первоначальное рассмотрение
личности вне ее социальных связей. Социальная психология в такой системе
начинается там, где начинают анализироваться эти социальные связи. При
последовательном же проведении идей, сформулированных Л.С. Выготским, С.Л.
Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, такой подход просто неправомерен. Все разделы
психологической науки рассматривают личность как изначально данную в
системе социальных связей и отношений, детерминированную ими и притом
выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно социально-
психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.
Специфика социально-психологической проблематики личности.
Итак, какой же круг возможностей раскрывается перед социальной психологией в
этой сфере? Ответ на этот вопрос широко обсуждается в литературе. В работах
Б.Д. Парыгина модель личности, которая должна занять место в системе
социальной психологии, предполагает соединение двух подходов:
социологического и общепсихологического. Хотя сама эта идея не вызывает
возражений, описание каждого из синтезируемых подходов представляется
спорным. Так, социологический подход характеризуется тем, что в нем
личность рассматривается преимущественно как объект социальных
отношений, а общепсихологический тем, что здесь акцент сделан лишь «на
всеобщих механизмах психической деятельности индивида». Задача же
социальной психологии «раскрыть всю структурную сложность личности,
которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных
отношений...» (Парыгин, 1971. С. 109). Вряд ли и социолог, и психолог
согласятся с таким членением задач: в большинстве концепций как социологии, так
и общей психологии принимают тезис о том, что человек одновременно и объект,
и субъект исторического процесса, и эта идея не может быть воплощена только в
социально-психологическом подходе к личности. По отношению же к социологии
и психологии, принимающим идею социальной детерминации личности, это
утверждение абсолютно не приложимо.
|