наукой, и в первую очередь общей психологией. Социальная психология,
пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет,
каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с
одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее
деятельности) а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она
реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной
деятельности).
Отличие такого подхода от социологического заключается не в том, что для
социальной психологии не важно, каким образом в личности представлены
социально-типические черты, а в том, что она выявляет, каким образом
сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях
формирования личности они проявлялись в полной мере, а в других возникли
какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к
определенной социальной группе. Для этого в большей мере, чем в
социологическом анализе, здесь делается акцент на микросреду формирования
личности, хотя это не означает отказа от исследования и макросреды ее
формирования. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь
принимаются в расчет такие регуляторы поведения и деятельности личности, как
вся система межличностных отношений, внутри которой наряду с их
деятельностной опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция.
От общепсихологического подхода названный подход отличается не тем,
что здесь изучается весь комплекс вопросов социальной детерминации
личности, а в общей психологии нет. Отличие заключается в том, что
социальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально
детерминированной личности» в конкретных реальных социальных группах,
индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от
которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Точнее,
изучаются два ряда таких причин: коренящихся в характере и уровне развития тех
групп, в которых личность действует, и коренящихся в самой личности, например,
в условиях ее социализации.
Можно сказать, что для социальной психологии главным ориентиром в
исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не
просто личность в группе, а именно результат, который получается от
взаимоотношения личности с конкретной группой). На основании таких
отличий социально-психологического подхода от социологического и
общепсихологического можно вычленить проблематику личности в социальной
психологии.
Самое главное это выявление тех закономерностей, которым
подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в определенную
социальную группу. Но такая проблематика немыслима как отдельный,
«самостоятельный» блок исследований, предпринятых вне исследований
группы. Поэтому для реализации этой задачи надо по существу возвратиться ко
всем тем проблемам, которые решались для группы, т.е. «повторить» проблемы,
рассмотренные выше, но взглянуть на них с другой стороны не со стороны
группы, а со стороны личности. Тогда это будет, например, проблема лидерства, но с
тем оттенком, который связан с личностными характеристиками лидерства как
группового явления; или проблема мотивации личности при участии в
коллективной деятельности (где закономерности этой мотивации будут
изучаться в связи с типом совместной деятельности, уровнем развития группы), или
проблема аттракции, рассмотренная теперь с точки зрения характеристики
|