аттитюды, которые по сравнению с элементарной фиксированной установкой
имеют сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный и
поведенческий компоненты); в) третий уровень фиксирует общую
направленность интересов личности относительно конкретной сферы
социальной активности, или базовые социальные установки (формируются в тех
сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в
активности, проявляемой как конкретная «работа», конкретная область досуга и
пр.). Так же, как и аттитюды, базовые социальные установки имеют
трехкомпонентную структуру, но это не столько выражение отношения к
отдельному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым
социальным областям; г) четвертый, высший уровень диспозиций образует
система ценностных ориентации личности, которые регулируют поведение и
деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной
активности, в которых выражается отношение личности к целям
жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к
обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими социальными
условиями, типом общества, системой его экономических, политических,
идеологических принципов.
Предложенная иерархия диспозиционных образований, взятая в целом,
выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности.
Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с
регуляцией конкретных типов проявления деятельности: первый уровень
означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную
предметную ситуацию («поведенческий акт») (1"), второй уровень регулирует
поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях (2"), третий
уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно
назвать поведением (3"), наконец, четвертый уровень регулирует целостность
поведения, или собственно деятельность личности (4"). «Целеполагание на этом
высшем уровне представляет собой некий «жизненный план», важнейшим
элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с
главными социальными сферами деятельности человека в облас-ти труда,
познания, семейной и общественной жизни». (Саморегуляция и
прогнозирование социального поведения личности, 1979.)
Разработка предложенной концепции ликвидирует «вырванность»
социальной установки из более широкого контекста и отводит ей определенное,
важное, но ограниченное место в регуляции всей системы деятельности
личности. В конкретных сферах общения и достаточно простых ситуациях
повседневного поведения при помощи аттитюда можно понять
предрасположенность личности или ее готовность действовать таким, а не иным
образом. Однако для более сложных ситуаций, при необходимости решать
жизненно важные вопросы, формулировать жизненно важные цели, аттитюд не в
состоянии объяснить выбор личностью определенных мотивов деятельности. В ее
регуляцию здесь включаются более сложные механизмы: личность
рассматривается не только в ее «ближайшей» деятельности, но как единица
широкой системы социальных связей и отношений, как включенная не только в
ближайшую среду социального взаимодействия, но и в систему общества. Хотя на
разных уровнях этой деятельности включается определенный уровень
диспозиционного механизма, высшие его уровни так или иначе не
обязательно в прямом виде, но через сложные системы опосредования также
играют свою роль в регуляции социального поведения и на низших уровнях.
|