Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 229 
Next page End  

Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-
психологических построений, является теория инстинктов социального поведения
английского психолога В. Макдугалла (1871—1938), переехавшего в 1920 г. в США и в
дальнейшем работавшего там. Работа Макдугалла «Введение в социальную
психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного
утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же
году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология», и, таким
образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали
первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Год этот, однако, лишь
весьма условно может считаться началом новой эры в социальной психологии,
поскольку еще в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал «Исследования по социальной
психологии», которые могли бы претендовать тоже на первое систематическое
руководство.
Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной
социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть
реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно
стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот
принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму
(трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл
созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греческого слова
«гормэ» — стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила
интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии
Макдугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позднее
«склонностей»).
Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате
определенного психофизического предрасположения — наличия наследственно
закрепленных каналов для разрядки нервной энергии.
Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную
(эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что
происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от
бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным
образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и
определенный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой
инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт
бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность,
женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт
строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из
инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные
общественные процессы, в первую очередь война. Отчасти именно из-за этого
упоминания в теории Макдугалла склонны были видеть реализацию дарвиновского
подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на общественные
явления, этот подход утрачивал какое бы то ни было научное значение.
Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории
науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки
зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных,
бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и
человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов
послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии.
Таким образом, можно подытожить, с каким же теоретическим багажом
осталась социальная психология после того, как были выстроены эти ее первые
концепции. Прежде всего, очевидно, положительное значение их заключается в том,
Hosted by uCoz