общение, в которых личность встречается с другими личностями. Ее социально-
психологические качества формируются всеми этими группами. К этому
следует добавить также и участие личности во многих временных образованиях,
связанных, например, с ее участием в различных массовых движениях. Понять
итог всех групповых воздействий на личность, выявить их
«равнодействующую» еще не решенная социальной психологией задача. Если
соединить ее с поставленной выше задачей рассмотрения каждой группы как
состоящей из личностей, то станет ясно, как велики еще здесь резервы социально-
психологического исследования.
Можно предположить, что такой подход прольет свет на еще одну
нерешенную проблему, а именно на проблему соотношения социальной и
дифференциальной психологии. Распространенное обвинение социальной
психологии в том, что в ней недоучитывается роль индивидуальных
психологических особенностей человека, в определенном смысле справедливо.
Поставив задачу выявления роли социальных детерминант формирования
личности, социальная психология на каком-то этапе абстрагировалась от
анализа индивидуальных различий между людьми. Тем более сейчас важно
вернуться к вопросу о том, каким образом соотносятся индивидуальные
различия и приобретенные социально-психологические качества человека?
Вопрос о социально-психологических качествах личности должен быть
рассмотрен не в отрыве от других качеств человека, а в связи с ними. В
реальной совместной деятельности в общении проявляются, естественно, не
только «социально-психологические качества», но и весь набор человеческих
свойств. Он требует включения и таких качеств, которые акцентуированы в
человеке, т.е. делают саму личность акцентуированной (Леонгард, 1981) не
просто обладающей индивидуальными вариациями поведения, но сильным
акцентом на ту или иную черту. Такие личности не являются патологическими, они
действуют, общаются в обычных группах, но демонстрируют особенно ярко
выраженные конкретные черты. От них, в частности, зависит и общий рисунок
поведения личности в ситуациях совместной деятельности и общения. Каков
относительный вес индивидуальных различий и группового воздействия вопрос,
на который еще следует ответить. Поэтому, говоря о перспективах исследования
личности в социальной психологии, можно указать еще и на такую возможность,
как комплексный подход, в котором примут участие не только социология, общая,
социальная, но и дифференциальная психология.
Литература
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования, М.,
1984.
Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития
личности // Социальная психология личности. М., 1979.
Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. Л., 1983.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.
Минск, 1976.
Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
Кроник А.А. Межличностное оценивание в группах. Киев, 1982.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. М., 1981.
Леонтьев А.Н. Начало личности поступок // Избр. психолог, произв. Т.
1.М., 1983.
|