социальной психологии разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации
агрессии Н. Миллера и Д. Долларда. Кроме того, в рамках этого же подхода
разрабатываются многочисленные модели диадического взаимодействия, например, в
работах Дж. Тибо и Г. Келли. Характерным для работ этого рода является
использование, в частности, аппарата математической теории игр. Особняком стоят в
социально-психологическом нео-бихевиоризме идеи так называемого социального
обмена, развиваемые в работах Д. Хоманса. Весь арсенал бихевиористских идей
присутствует во всех названных теориях, причем центральной идеей является идея
подкрепления (в вариантах классического или оперантного обусловливания).
Необихевиоризм и в социальной психологии претендует на создание стандарта
подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом,
техникой измерения. Основной методологический упрек, который обычно делается
бихевиоризму и который состоит в том, что большинство работ выполнено на
животных, социальные психологи этого направления пытаются преодолеть (А.
Бандура, например, выполнил большинство исследований, в которых испытуемыми
были люди).
Однако сама стратегия исследования несет на себе черты принципиальной
позиции бихевиоризма (в частности, почти исключается анализ групповых
процессов, а сами группы в лучшем случае рассматриваются как диады). Поэтому
именно в рамках этого течения меньше всего улавливается «социальный контекст», и
социальная психология имеет наименее «социальный» вид.
Психоанализ не получил столь широкого распространения в социальной
психологии, как бихевиоризм. Однако и здесь есть ряд попыток построения социально-
психологических теорий. Обычно в этих случаях называют неофрейдизм и, в частности,
работы Э. Фромма и Дж. Салливана. Вместе с тем существует и другой ряд теорий,
более непосредственно включающих в орбиту социальной психологии идеи
классического фрейдизма. Примерами таких теорий являются все теории групповых
процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. В отличие от
бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического
взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Именно в
рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т-групп (т.е.
групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы
воздействия людей друг на друга.
В целом же названные теории нельзя считать системно реализующими
основные идеи психоанализа: скорее всего они представляют собой так называемый
рассеянный психоанализ, т.е. содержат вкрапление его отдельных положений в
исследовательскую практику. Ярким примером этого является работа под
руководством Т. Адорно «Авторитарная личность», где использована идея
фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства для
выявления психологических предпосылок появления фашизма. Психоанализ дал
толчок и сравнительно новому психологическому течению гуманистической
психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), которая в значительной степени опирается на
теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою, достаточно
разветвленную проблематику. В настоящее время гуманистическая психология
претендует на одно из ведущих мест по своей популярности (Петровская, 1983).
Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К.
Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с
точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида. Бурное развитие
когнитивистской ориентации в социальной психологии связано с общим ростом
«когнитивных» идей в психологии, в частности со становлением особой отрасли
психологического знания, так называемой «когнитивной психологии»
(Величковский, 1982). Особое место в когнитивистской социальной психологии
|