имеют так называемые теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о
том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является
потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной
структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф.
Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного
диссонанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.
Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают такие известные американские
исследователи, как Д. Креч, Р. Крачфилд и С. Аш.
Во всех этих теориях сделана попытка объяснить социальное поведение
личности. Однако специфика основной объяснительной модели идея о том, что все
поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой
картины мира в сознании человека, делает эту модель крайне уязвимой.
Абстрактное «соответствие», достичь которого стремится индивид, никак не связано с
противоречиями реального мира.
Вместе с тем когнитивистская ориентация в настоящее время получает все
более широкое распространение. Это объясняется тем, что в отличие от
бихевиористски ориентированной социальной психологии она подчеркивает с особой
силой роль и значение «менталистских» образований в объяснении социального
поведения человека. Эта позиция не проводится достаточно последовательно,
поэтому сам когнитивистский подход попадает в сложный круг противоречий,
поскольку подлинно человеческие проблемы как проблемы общественного активно
действующего человека здесь не поставлены. Однако внимание к проблемам
рационального поведения человека, роли знания для объяснения окружающего мира
делают когнитивистскую ориентацию также чрезвычайно популярной и богатой на
исследования фундаментальных проблем социальной психологии (Трусов, 1983).
Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению
теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического
интеракционизма Г. Мида. Однако в современной социальной психологии
интеракционизм включает не только развитие идей Мида (что осуществляется в двух
школах: чикагской Г. Блумером и айовской М. Куном), но и ряд других теорий,
объединенных под этим же именем, а именно теорию ролей (Т. Сарбин) и теорию
референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон). В русле интеракционизма развиваются и
идеи так называемой социальной драматургии Э. Гофмана. В интеракционизме в
большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить
именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в
качестве ключевого понятие «взаимодействие» (откуда и название ориентации), в ходе
которого и осуществляется формирование личности. Однако констатацией
«взаимодействия» и ограничивается анализ социальных детерминант поведения.
Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается исключенным из
анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему общественных
отношений, в социальную структуру общества. Поэтому большая «социологичность»
интеракционистской ориентации оказывается в значительной степени внешней,
коренные методологические проблемы включения «социального контекста» в
исследования остаются нерешенными и здесь.
Хотя выделенные здесь четыре основные теоретические ориентации и имеют
различные источники, границы между ними не являются слишком жесткими.
Сегодня особенно характерным для американской социальной психологии является
теоретический эклектизм, который особенно очевиден в практике
экспериментальных исследований, когда зачастую в одном и том же исследовании
переплетаются различные теоретические ориентации. И это обстоятельство, а также тот
факт, что многие экспериментальные работы по-прежнему полностью
|