игнорируют теорию, свидетельствуют лишний раз о явлениях глубокого кризиса,
который переживает социальная психология.
Важной чертой современного развития социальной психологии на Западе
является развитие критических тенденций по отношению к тому «образу»
социальной психологии, который сложился на американской почве со свойственной
американской общественной мысли ориентацией на философию позитивизма. Эти
критические тенденции развиваются как среди ряда американских и канадских
исследователей, так и особенно среди их коллег в странах Западной Европы
(Шихирев, 1985). Особое значение при этом приобретают усилия европейских
социальных психологов, объединенных в Европейскую ассоциацию
экспериментальной социальной психологии (ЕАЭСП). Именно для этого научного
сообщества характерна идея необходимости большей ориентации социальной
психологии на реальные социальные проблемы и тем самым обеспечение
«социального контекста» исследований (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978).
Ключевые идеи разработаны в трудах таких видных европейских социальных
психологов, как А. Тэшфел (Великобритания) и С. Московией (Франция) и др. А.
Тэшфел видит выход из кризиса для социальной психологии на путях введения в ее
проблематику психологии межгрупповых отношений. Ее основой является
разработанная Тэшфелом теория социальной идентичности, в рамках которой и
рассматривается вопрос о социальной обусловленности осознания человеком себя и
своего поведения в социальном мире. С. Московией является главой французской
школы социальной психологии, автором теории «социальных представлений»
(Донцов, Емельянова, 1987). Как общий анализ состояния социальной психологии (в
частности, американской), предпринятый Московией, так и разработка теории
«социальных представлений» служат все той же, настойчиво проводимой идее:
социальная психология может достичь успеха только на путях ее большей
«социологизации», т.е. отступления от канонов индивидуальной психологии и
усиления меры и степени ее «социальности» вплетения в ткань реальных проблем
общества. Вопросы социальной психологии задает общество, социальная психология
лишь отвечает на них, таково credo Московией и всей европейской школы
социальной психологии (Современная зарубежная социальная психология. Тексты,
1983. С. 217). Такая постановка проблемы представляется особенно близкой
позициям этой науки в нашей стране.
Литература
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная
психология на Западе (Теоретические ориентации). М., 1978.
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
Гибш X., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. Пер. с
нем. М., 1972.
Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в
современной французской психологии. М.,1987.
Очерки по истории теоретической социологии XIXнач. XX вв. М., 1994.
Парыгин Б. Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
Петровская Л.А. Теоретические и методологические основы социально-
психологического тренинга. М., 1982.
Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М.: Феникс, 1994.
Современная зарубежная социальная психология. Тексты, М., 1983.
Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892.
Трусов В.П. Когнитивные процессы в социальной психологии. Л., 1983.
Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1961.
Шихирев Л.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
Шихирев П.Н. Социальная психология в странах Западной Европы. М., 1985.
|