Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.
Глава 3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Значение методологических проблем в современной науке. Проблемы
методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в
современную эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне
усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех
средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы
организации науки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри
которых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований, единую
систему принимаемых методов. В связи с развитием математики и кибернетики
рождается особый класс так называемых междисциплинарных методов, применяемых в
качестве «сквозных» в различных дисциплинах. Все это требует от исследователей все
в большей и большей степени контролировать свои познавательные действия,
анализировать сами средства, которыми пользуются в исследовательской практике.
Доказательством того, что интерес современной науки к проблемам методологии
особенно велик, является факт возникновения особой отрасли знания внутри
философии, а именно логики и методологии научного исследования. Характерным,
однако, нужно признать и то, что анализом методологических проблем все чаще
начинают заниматься не только философы, специалисты в области этой дисциплины, но
и сами представители конкретных наук. Возникает особый вид методологической
рефлексии внутринаучная методологическая рефлексия.
Все сказанное относится и к социальной психологии (Методология и методы
социальной психологии, 1979), причем здесь вступают в действие еще и свои особые
причины, первой из которых является относительная молодость социальной
психологии как науки, сложность ее происхождения и статуса, порождающие
необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно
методологическими принципами двух различных научных дисциплин: психологии и
социологии. Это рождает специфическую задачу для социальной психологии
своеобразного соотнесения, «наложения» друг на друга двух рядов закономерностей:
общественного развития и развития психики человека. Положение усугубляется еще и
отсутствием своего собственного понятийного аппарата, что порождает
необходимость использования и двух родов различных терминологических словарей.
Прежде чем более конкретно говорить о методологических проблемах в
социальной психологии, необходимо уточнить, что же вообще понимается под
методологией. В современном научном знании термином «методология»
обозначаются три различных уровня научного подхода.
1.
Общая методология некоторый общий философский подход, общий
способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует
некоторые наиболее общие принципы, которые осознанно или неосознанно
применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо
определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы
человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают
различные философские системы.
2.
Частная (или специальная) методология совокупность методологических
принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть
реализация философских принципов применительно к специфическому объекту
|