Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 229 
Next page End  

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.
Глава  3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Значение методологических проблем в современной науке. Проблемы
методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в
современную эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне
усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех
средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы
организации науки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри
которых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований, единую
систему принимаемых методов. В связи с развитием математики и кибернетики
рождается особый класс так называемых междисциплинарных методов, применяемых в
качестве «сквозных» в различных дисциплинах. Все это требует от исследователей все
в большей и большей степени контролировать свои познавательные действия,
анализировать сами средства, которыми пользуются в исследовательской практике.
Доказательством того, что интерес современной науки к проблемам методологии
особенно велик, является факт возникновения особой отрасли знания внутри
философии, а именно логики и методологии научного исследования. Характерным,
однако, нужно признать и то, что анализом методологических проблем все чаще
начинают заниматься не только философы, специалисты в области этой дисциплины, но
и сами представители конкретных наук. Возникает особый вид методологической
рефлексии — внутринаучная методологическая рефлексия.
Все сказанное относится и к социальной психологии (Методология и методы
социальной психологии, 1979), причем здесь вступают в действие еще и свои особые
причины, первой из которых является относительная молодость социальной
психологии как науки, сложность ее происхождения и статуса, порождающие
необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно
методологическими принципами двух различных научных дисциплин: психологии и
социологии. Это рождает специфическую задачу для социальной психологии —
своеобразного соотнесения, «наложения» друг на друга двух рядов закономерностей:
общественного развития и развития психики человека. Положение усугубляется еще и
отсутствием своего собственного понятийного аппарата, что порождает
необходимость использования и двух родов различных терминологических словарей.
Прежде чем более конкретно говорить о методологических проблемах в
социальной психологии, необходимо уточнить, что же вообще понимается под
методологией. В современном научном знании термином «методология»
обозначаются три различных уровня научного подхода.
1.
Общая методология — некоторый общий философский подход, общий
способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует
некоторые наиболее общие принципы, которые — осознанно или неосознанно —
применяются   в   исследованиях.   Так,   для   социальной   психологии   необходимо
определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы
человека.  В  качестве общей методологии различные исследователи принимают
различные философские системы.
2.
Частная (или специальная) методология — совокупность методологических
принципов,  применяемых в данной области знания. Частная  методология есть
реализация  философских принципов  применительно  к специфическому объекту
Hosted by uCoz