исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для
более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным
происхождением специальная методология формируется при условии адаптации
методологических принципов как психологии, так и социологии. В качестве примера
можно рассмотреть принцип деятельности, как он применяется в отечественной
социальной психологии. В самом широком смысле слова философский принцип
деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека. В
социологии деятельность интерпретируется как способ существования
человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и
проявляются не иначе как через деятельность людей. Деятельность и производит, и
изменяет конкретные условия существования индивидов, а также общества в целом.
Именно через деятельность личность включается в систему общественных
отношений. В психологии деятельность рассматривается как специфический вид
человеческой активности, как некоторое субъектно-объектное отношение, в котором
человек субъект определенным образом относится к объекту, овладевает им.
Категория деятельности, таким образом, «открывается теперь в своей
действительной полноте в качестве объемлющей оба полюса и полюс объекта, и
полюс субъекта» (Леонтьев, 1975. С. 159). В ходе деятельности человек реализует свой
интерес, преобразуя предметный мир. При этом человек удовлетворяет потребности,
при этом же рождаются новые потребности. Таким образом, деятельность предстает
как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность.
Социальная психология, принимая принцип деятельности как один из
принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету
своего исследования группе. Поэтому в социальной психологии важнейшее
содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: а)
понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе
которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные; б)
понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы,
общества, т.е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет
исследовать реальные социальные группы как определенные системы деятельности; в)
при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается
возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности
потребности, мотивы, цели группы и т.д.; г) в качестве вывода следует
недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к
простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного
«социального контекста» данной системы общественных отношений. Принцип
деятельности превращается, таким образом, в своего рода норматив социально-
психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть
функция специальной методологии.
3. Методология как совокупность конкретных методических приемов
исследования, что чаще в русском языке обозначается термином «методика». Однако в
ряде других языков, например в английском, нет этого термина, и под
методологией сплошь и рядом понимается методика, а иногда только она.
Конкретные методики (или методы, если слово «метод» понимать в этом узком
смысле), применяемые в социально-психологических исследованиях, не являются
абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.
Суть внедрения предложенной «иерархии» различных методологических
уровней заключается именно в том, чтобы не допускать в социальной психологии
сведения всех методологичес-ких проблем только к третьему значению этого
понятия. Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или
экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться
|