изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой
методический прием анкета, тест, социометрия всегда применяется в
определенном «методологическом ключе», т.е. при условии решения ряда более
принципиальных вопросов исследования. Суть дела заключается также и в том, что
философские принципы не могут быть применены в исследованиях каждой науки
непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. Что же
касается конкретных методических приемов, то они могут быть относительно
независимы от методологических принципов и применяться практически в
одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации, хотя общий
набор методик, генеральная стратегия их применения, конечно, несут
методологическую нагрузку.
Теперь необходимо уточнить, что же понимается в современной логике и
методологии науки под выражением «научное исследование». Следует помнить при
этом, что социальная психология XX в. особенно настаивала на том, что ее отличие от
традиции XIX в. состоит именно в опоре на «исследования», а не на «спекуляции».
Противопоставление исследования спекуляции законно, но при условии, что оно
соблюдается точно, а не подменяется противопоставлением «исследование
теория». Поэтому, выявляя черты современного научного исследования, важно
корректно ставить эти вопросы. Обычно называют следующие черты научного
исследования:
1)
оно имеет дело с конкретными объектами, иными словами, с обозримым
объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в
распоряжении науки;
2)
в нем дифференцированно решаются эмпирические (выделение фактов,
разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других,
установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление
принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;
3)
для него характерно четкое разграничение между установленными фактами
и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки
гипотез;
4)
его цель не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание
их. Если кратко суммировать эти отличительные черты, их можно свести к трем:
получение тщательно собранных данных, объединение их в принципы, проверка и
использование этих принципов в предсказаниях.
Специфика научного исследования в социальной психологии. Каждая из
названных здесь черт научного исследования имеет специфику в социальной
психологии. Модель научного исследования, предлагаемая в логике и методологии
науки, обычно строится на примерах точных наук и прежде всего физики.
Вследствие этого многие существенные для других научных дисциплин черты
оказываются утраченными. В частности, для социальной психологии необходимо
оговорить ряд специфических проблем, касающихся каждой из названных черт.
Первая проблема, которая встает здесь, это проблема эмпирических
данных. Данными в социальной психологии могут быть либо данные об открытом
поведении индивидов в группах, либо данные, характеризующие какие-то
характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой
группы. По вопросу о том, «допускать» ли в исследование данные этих двух видов, в
социальной психологии идет ожесточенная дискуссия: в различных теоретических
ориентациях этот вопрос решается по-разному.
Так, в бихевиористской социальной психологии за данные принимаются лишь
факты открытого поведения; когнитивизм, напротив, делает акцент на данные,
характеризующие лишь когнитивный мир индивида: образы, ценности, установки и др.
В других традициях данные социально-психологического исследования могут
|