исследовании. По-иному эта проблема может быть сформулирована как проблема
получения надежной информации. В общем виде проблема качества информации
решается путем обеспечения принципа репрезентативности, а также путем проверки
способа получения данных на надежность. В социальной психологии эти общие
проблемы приобретают специфическое содержание. Будь то экспериментальное или
корреляционное исследование, информация, которая в нем собрана, должна
удовлетворить определенным требованиям. Учет специфики неэкспериментальных
исследований не должен обернуться пренебрежением к качеству информации. Для
социальной психологии, как и для других наук о человеке, могут быть выделены два вида
параметров качества информации: объективные и субъективные.
Такое допущение вытекает из той особенности дисциплины, что источником
информации в ней всегда является человек. Значит, не считаться с этим фактом
нельзя и следует лишь обеспечить максимально возможный уровень надежности и тех
параметров, которые квалифицируются как «субъективные». Конечно, ответы на
вопросы анкеты или интервью составляют «субъективную» информацию, но и ее
можно получить в максимально полной и надежной форме, а можно упустить многие
важные моменты, проистекающие из этой «субъективности». Для преодоления
ошибок такого рода и вводится ряд требований относительно надежности
информации.
Надежность информации достигается прежде всего проверкой на надежность
инструмента, посредством которого собираются данные. В каждом случае
обеспечиваются как минимум три характеристики надежности: обоснованность
(валидность), устойчивость и точность (Ядов, 1995).
Обоснованность (валидность) инструмента это его способность измерять
именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить. Исследователь
социальный психолог, строя какую-нибудь шкалу, должен быть уверен, что эта шкала
измерит именно те свойства, например, установок индивида, которые он намеревается
измерить. Существует несколько способов проверки инструмента на обоснованность.
Можно прибегнуть к помощи экспертов, круга лиц, компетентность которых в
изучаемом вопросе общепризнана. Распределения характеристик исследуемого
свойства, полученные при помощи шкалы, можно сравнить с теми распределениями,
которые дадут эксперты (действуя без шкалы). Совпадение полученных результатов в
известной мере убеждает в обоснованности используемой шкалы. Другой способ, опять-
таки основанный на сравнении, это проведение дополнительного интервью: вопросы
в нем должны быть сформулированы так, чтобы ответы на них также давали
косвенную характеристику распределения изучаемого свойства. Совпадение и в этом
случае рассматривается как некоторое свидетельство обоснованности шкалы. Как
видно, все эти способы не дают абсолютной гарантии обоснованности применяемого
инструмента, и в этом одна из существенных трудностей социально-
психологического исследования. Она объясняется тем, что здесь нет готовых, уже
доказавших свою валидность способов, напротив, исследователю приходится по
существу каждый раз заново строить инструмент.
Устойчивость информации это ее качество быть однозначной, т.е. при
получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. (Иногда это качество
информации называют «достоверностью»). Способы проверки информации на
устойчивость следующие: а) повторное измерение; б) измерение одного и того же
свойства разными наблюдателями; в) так называемое «расщепление шкалы», т.е.
проверка шкалы по частям. Как видно, все эти методы перепроверки основаны на
многократном повторении замеров. Все они должны создать у исследователя
уверенность в том, что он может доверять полученным данным.
|