Возвращаясь к предложенной схеме о взаимодействии
межличностных и общественных отношений, можно сказать, что социометрия
никак не схватывает ту связь, которая существует между системой
межличностных отношений в группе и общественными отношениями, в системе
которых функционирует данная группа. Для одной стороны дела методика
пригодна, но в целом для диагностики группы она оказывается недостаточной и
ограниченной (не говоря уж о других ее ограниченностях, например, о
неспособности устанавливать мотивы совершаемых выборов и т.д.).
Общение в системе межличностных и общественных отношений.
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить
правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе
связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать
несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является
весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам
термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной
психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно
употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что
содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой
психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре
общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его
стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-
психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в
отечественной социальной психологии, принципиально отлична.
Оба ряда отношений человека и общественные, и межличностные,
раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения в
самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация
всей системы отношений человека. «В нормальных обстоятельствах отношения
человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его
отношением к людям, к обществу» (Леонтьев, 1975. С. 289), т.е. включены в
общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении
даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их
эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения
воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения.
Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным
контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более
широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями
взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения
системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении.
Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в
нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития
самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения
одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности
межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-
Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши,
которая есть у человека».
Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических
формах общения. Общение как реализация межличностных отношений
процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение
между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в
системе межличностных отношений, вынуждено совместной
|