Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967.
Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1973.
Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования //
Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //
Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //
Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
Методологические проблемы социальной психологии. 1975.
Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об
обществе. М., 1958.
Платонов К.К. О системе психологии. М., 1974.
Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете
принципа деятельности // Теоретические и методологические проблемы
социальной психологии. М., 1977.
Глава 5
ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
(коммуникативная сторона общения)
Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду
тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой
различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами,
установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам
процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать весь
процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и
делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход
нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются
некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации,
которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о
том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление
потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение
понятия «обратная связь» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно
существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с
точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как
информация передается, в то время как в условиях человеческого общения
информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений
теории информации при описании коммуникативной стороны общения,
необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом
процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации
между двумя людьми.
Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление
информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой
потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя
устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из
которых является активным субъектом: взаимное информирование их
|