тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия
адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции
Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В
данном случае транзакции являются «пересекающимися». Житейский пример
приводится в следующей схеме (рис. 8).
Рис. 8. Распределение позиций во взаимодействии (транзактный анализ)
Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к
Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это
ответ также с позиции Взрослого (I). Если же следует сентенция: «Вечно у тебя
что-то случается», то это ответ с позиции Родителя (II), а в случае: «Что же я
теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка (III). В двух
последних случаях эффективность взаимодействия невелика (Крижанская,
Третьяков, 1990). Аналогичный подход предложен и П.Н. Ершовым, который,
обозначая позиции, говорит о возможной «пристройке сверху» и «пристройке
снизу» (Ершов, 1972).
Второй показатель эффективности адекватное понимание ситуации (как
и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. В
социальной психологии существует много классификаций ситуаций
взаимодействия. Уже упоминалась классификация, предложенная в
отечественной социальной психологии А.А. Леонтьевым (социально-
ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные
ситуации). Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл
называет официальные социальные события, случайные эпизодические встречи,
формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в
обучении, руководстве и пр.). Э. Берн уделяет особое внимание различным
ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм
(понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.)
(Берн, 1988}.
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них
человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна,
взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-
то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то,
естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля
действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере
использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость
соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой
культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече,
характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос:
«Как дела?» отвечать «Прекрасно!»,как бы дела ни обстояли на самом деле. Для
нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться
негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут,
транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив
такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается
использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то
это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии
(Петровская, 1983).
Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта
взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и
|