стиль действий, также способствует более тщательному психологическому
анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с
содержанием деятельности.
Типы взаимодействий. Существует еще один описательный подход при
анализе взаимодействия построение классификаций различных его видов.
Интуитивно ясно, что практически люди вступают в бесконечное количество
различных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований
крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих
взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое
деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида:
кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида
различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и
конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми
этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов
взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые
способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с
этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе
«расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой
определенного рода препятствия для нее.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию
единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих
сил). Кооперация необходимый элемент совместной деятельности,
порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты
совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между
участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности
каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на
общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не
совпадают (Леонтьев, 1972. С. 270271).
Каким же образом соединяется непосредственный результат
деятельности каждого участника с конечным результатом совместной
деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе
совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в
кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия
является включенность в него всех участников процесса. Поэтому
экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с
анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.
Что касается другого типа взаимодействий конкуренции, то здесь
чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на
конфликте. При изучении конфликта социальной психологией прежде всего
необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку
конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин:
социологии, политологии и пр.
Социальная психология сосредоточивает свое внимание на двух
вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических
аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его
участниками); с другой на выделении частного класса конфликтов,
порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. Обе эти
задачи могут быть успешно решены лишь при наличии адекватной понятийной
схемы исследования. Она должна охватить как минимум четыре
|