Navigation bar
  Print document Start Previous page
 72 of 229 
Next page End  

При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна
проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды
взаимодействия. Так можно констатировать кооперативную форму
взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при
осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков —
совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-
негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо
стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной
деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь
формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в
другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация
или конкуренция включены. Поэтому при исследовании как кооперативных, так и
конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их обе вне общего
контекста деятельности.
Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий. Выделение
двух полярных типов взаимодействия играет определенную положительную роль
в анализе интерактивной стороны общения. Однако только такое
дихотомическое рассмотрение видов взаимодействия оказывается
недостаточным для экспериментальной практики. Поэтому в социальной
психологии существуют поиски и иного рода — выделить более «мелкие» типы
взаимодействия, которые могли бы быть использованы в эксперименте в
качестве единицы наблюдения. Одна из наиболее известных попыток такого рода
принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому
плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе. Бейлс фиксировал
при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий,
которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую
совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий
оказался весьма обширным (насчитывал около 82 наименований) и потому
был непригоден для построения эксперимента. Бейлс свел наблюдаемые образцы
взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая
деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых
зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных
эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все
зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по четырем рубрикам:
Область         1)солидарность
позитивных   2) снятие напряжения
эмоций
3) согласие
Область         4) предложение, указание
решения         5) мнение
проблем         6) ориентация других
Область         7) просьба об информации
постановки    8) просьба высказать мнение
проблем         9) просьба об указании
Область         10) несогласие
негативных    11) создание напряженности
Hosted by uCoz