является немедленный отрыв рассмотрения всех этих процессов от широкого
социального фона, на котором они происходят, т.е. отказ от изучения
содержательной стороны общения.
Взаимодействие как организация совместной деятельности.
Единственным условием, при котором этот содержательный момент может быть
уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формы организации какой-то
конкретной деятельности людей. Общепсихологическая теория деятельности,
принятая в отечественной психологической науке, задает и в данном случае
некоторые принципы для социально-психологического исследования. Подобно
тому как в индивидуальной деятельности ее цель раскрывается не на уровне
отдельных действий, а лишь на уровне деятельности как таковой, в социальной
психологии смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности
их в некоторую общую деятельность.
Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности
является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые
делаются участниками. Так одна из схем предлагает выделить три возможные
формы, или модели: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы
независимо от других «совместно-индивидуальная деятельность» (пример
некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание); 2) когда
общая задача выполняется последовательно каждым участником
«совместно-
последовательная деятельность» (пример конвейер); 3) когда имеет место
одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными
«совместно-взаимодействующая деятельность» (пример спортивные команды,
научные коллективы или конструкторские бюро) (Умайский, 1980. С. 131).
Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей
своеобразен, и дело экспериментальных исследований установить его в каждом
конкретном случае.
Однако задача исследования взаимодействия этим не исчерпывается.
Подобно тому, как в случае анализа коммуникативной стороны общения была
установлена зависимость между характером коммуникации и отношениями,
существующими между партнерами, здесь также необходимо проследить, как та или
иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками
взаимодействия отношениями.
Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную
социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой)
взаимодействие является. Межличностные отношения также «даны» во
взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при
данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или
соперничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более
успешное или менее успешное сотрудничество).
Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа,
порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров,
определенным образом «окрашивает» взаимодействие (Обозов, 1979). Но
вместе с тем такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска
взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или
отсутствия: даже в условиях «плохих» межличностных отношений в группах,
заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие
обязательно существует. В какой мере оно определяется межличностными
отношениями и, наоборот, в какой мере оно «подчинено» выполняемой группой
деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той
|