Navigation bar
  Print document Start Previous page
 81 of 229 
Next page End  

Если применить это рассуждение к конкретной ситуации общения, то
можно сказать, что представление о себе через представление о другом
формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в
рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено
взаимодействие с ним. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а прежде
всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе
познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и
эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и
основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение
стратегии своего собственного поведения.
Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из
них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим
осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя
другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится
принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то,
как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это
приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны:
идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального
обсуждения,
Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя
с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых
простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.
Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия
люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем
состоянии партнера строится на основе попытки поставигь себя на его место. В
этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания
и понимания другого человека. Существует много экспериментальных
исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения.
В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким
по содержанию явлением — эмпатией.
Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания
другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление
проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его
проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого
слова,термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть
аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том,
что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько
«продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии в
определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь
присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его
точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно
означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то,
это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же
я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его
поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить
совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо будет «принятие в расчет»
поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет
различным: одно дело — понять партнера по общению, встав на его позицию,
действуя с нее, другое дело — понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже
сочувствуя ей», но действуя по-своему.
Hosted by uCoz