Впрочем оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот,
«другой», т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше
взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется
явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в
социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим
индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто
знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня,
своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое,
последовательное взаимоотражение, содержанием которого является
воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом
внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого
исследователя» (Кон, 1978. С. НО).
Традиция исследования рефлексии в социальной психологии достаточно
стара. Еще в конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического
общения некоих Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой
ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле (у
Холмса буквально «каким его сотворил Господь Бог»); Джон, каким он сам видит
себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно три «позиции» со стороны
Генри. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми
персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании
Генри, и соответственно то же для Генри. В принципе, конечно, можно
предположить сколь угодно много таких взаимных отражений, но практически в
экспериментальных исследованиях обычно ограничиваются фиксированием двух
ступеней этого процесса. Г. Гибш и М. Форверг воспроизводят предложенные
модели рефлексий в общем виде. Они обозначают участников процесса
взаимодействия как А и Б. Тогда общая модель образования рефлексивной
структуры в ситуации диадического взаимодействия может быть представлена
следующим образом (Гибш, Форверг, 1972).
Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается коммуникация А X
Б и обратная информация о реакции Б на А, Б А. Кроме этого, у А и Б есть
представление о самих себе А и Б', а также представление о «другом»; у А
представление о Б Б" и у Б представление об А А". Взаимодействие в
коммуникативном процессе осуществляется так: А говорит в качестве А,
обращаясь к Б". Б реагирует в качестве Б' на А". Насколько все это оказывается
близко к реальным А и Б, надо еще исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что
имеются несовпадающие с объективной реальностью А, Б', А" и Б", при этом
между А и А", а также между Б и Б" нет каналов коммуникации. Ясно, что успех
общения будет максимальным при минимальном разрыве в линиях
А А А" и Б Б' Б"
Значение этого совпадения легко показать на примере взаимодействия
оратора с аудиторией. Если оратор (А) имеет неверное представление о себе (А),
о слушателях (Б") и, главное, о том, как его воспринимают слушатели (А"), то его
взаимопонимание с аудиторией будет исключено и, следовательно, взаимодействие
тоже. Приближение всего комплекса этих представлений друг к другу сложный
процесс, требующий специальных усилий. Одним из средств является здесь
разновидность социально-психологического тренинга, ориентированного на
повышение перцептивной компетентности.
Построение моделей типа рассмотренной играет важную роль. В ряде
исследований делаются попытки анализа рефлексивных структур группы,
объединенной единой совместной деятельностью. Тогда сама схема
|