возникающих рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но
к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений
(Данилин, 1977).
Содержание и эффекты межличностного восприятия. Рассмотренные
механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу процесса познания
людьми друг друга в целом. Все исследования в этой области можно разделить на
два больших класса: 1) изучение содержания межличностной перцепции
(характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.); 2) изучение
самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов,
сопровождающих ее эффектов).
Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как
субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное
взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-
то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом
случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников,
оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его
поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого
человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это
задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают
действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно.
Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу
как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более
общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства
поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в
прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных
мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может
действовать механизм идентификации). Но так или иначе возникает целая система
способов такого приписывания (атрибуции).
Особая отрасль социальной психологии, получившая название
каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы (Г. Келли, Э. Джонс, К.
Дэвис, Д. Кенноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд). Исследования каузальной атрибуции
направлены на изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять
причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он
является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и
выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах
исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения
другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более
широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам
феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит
информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом
приписывания.
Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия
зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и
от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». В первом
случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение,
предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной
интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных
интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и
характеристик. Точно так же и во втором случае: под социально «желательным»
понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и
|