Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
вызов стаду молодых быков; ее же приводит в смятение строптивая мощь кролика. На это
космическое преимущество накладывается преимущество социальное. Наверное, потому,
что фаллический поток стремителен, агрессивен, что он охватывает будущее Лоуренс
не дает достаточного объяснения, именно мужчине надлежит «нести вперед знамена
жизни»1; он устремлен к каким-то целям, он воплощает трансцендентность; женщина
поглощена своими чувствами, она вся обращена вовнутрь; ее предназначение
имманентность. Мужчина не только играет активную роль в половой жизни, но и
помогает ее превзойти; корнями он уходит в мир секса, но он и ускользает из него;
женщина же остается у него в плену. Мысль и действие коренятся в фаллосе; за
неимением последнего, женщина не может претендовать ни на то, ни на другое; она
может играть мужскую роль, и даже с блеском, но в этой игре не будет правды. «Энергия
женщины концентрируется внизу, ближе к центру земли. Ее глубинный ток это прилив,
направленный вниз, лунное притяжение. Энергия мужчины, наоборот, устремлена вверх,
к солнцу и дневной деятельности»2. Для женщины «самое глубокое сознание покоится в
ее животе и пояснице... Если она обращает взор вверх, наступает момент, когда все
рушится»3. В области действия инициатором, позитивным началом должен быть
мужчина; женщина позитивное начало в эмоциональном плане. Итак, Лоуренс
приходит к традиционной буржуазной концепции Бональда, Опоста Конта, Клемана
Вотеля. Женщина должна подчинить свое существование мужскому. «Она должна верить
в вас и в ту высокую цель, к которой вы устремлены»^. И тогда мужчина вознаградит ее
бесконечной нежностью и благодарностью. «Ах! Как сладостно вернуться домой, к
женщине, когда она верит в вас и согласна, чтобы замыслы ваши превосходили ее
разумение... К любящей женщине человек испытывает неистощимую благодарность...»5
Лоуренс добавляет, что подобную преданность мужчина может заслужить лишь в том
случае, если у него действительно есть великие замыслы; если же его проект не более
чем обман, любовники погружаются в жалкую мистификацию; уж лучше тогда
замкнуться в женском цикле «любовь смерть», как Анна Каренина и
1 «Фантазия бессознательного».
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
К оглавлению
260
Вронский, Кармен и дон Хосе, чем лгать друг другу, как Пьер и Наташа.
Но, делая эту оговорку, Лоуренс ратует, подобно Прудону и Руссо, за моногамную семью,
где жена видит в муже оправдание своего существования. О женщине же, которая хочет
поменяться ролями с мужчиной, Лоуренс говорит с такой же ненавистью, как и
Монтерлан. Стоит только ей отказаться от роли Magna
mater и заявить, что правда жизни
в ее руках, как вот она уже ненасытная захватчица, калечащая мужчину, ввергающая его в
|