Navigation bar
  Print document Start Previous page
 213 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
имманентность, отвлекающая от поставленных целей. Лоуренс далеко не проклинает
материнство — наоборот, ему нравится быть плотью, он принимает свое рождение и
любит мать; матери в его творчестве представляют собой великолепные образцы
настоящей женственности; они — чистое самоотречение, абсолютная щедрость, и все их
живое тепло предназначено для ребенка: они согласны, чтобы он стал мужчиной, они
гордятся этим. Но следует опасаться эгоистичной любовницы, которая хочет вернуть
мужчину в детство; она пресекает порыв мужчины. «Луна, планета женщин, тянет нас
назад»1. Она без конца говорит о любви; но любить для нее — значит брать, значит
заполнять пустоту, которую она ощущает внутри себя; любовь эта близка к ненависти; так
Гермиона, страшно страдающая от чувства неполноценности из-за того, что никогда не
могла никому отдаться, хотела бы завоевать Бикрина; это ей не удается; она пытается его
убить, и сладострастный экстаз, который она испытывает, нанося ему удар, подобен
эгоистичному спазму наслаждения2. Лоуренс терпеть не может современных женщин,
этих созданий из целлулоида и резины, которые отстаивают свое право иметь сознание.
Стоило женщине сексуально осознать себя — и вот она уже «шагает по жизни, поступая
чисто рассудочно и подчиняясь велениям механической воли»3. Он отказывает ей в
самостоятельной чувственности; ведь она создана, чтобы отдаваться, а не брать. Устами
Меллорса Лоуренс кричит о своем отвращении к лесбиянкам. Но он осуждает и ту
женщину, которая равнодушно или агрессивно держится с мужчиной; Поль чувствует
себя уязвленным и раздраженным, когда Мириам ласкает его торс, говоря: «Ты
красивый». Гудрун, как и Мириам, заслуживает порицания, когда восхищается красотой
своего любовника; такое любование разъединяет их, равно как и ирония холодных как лед
интеллектуалок, находящих пенис смешным, а мужскую гимнастику забавной; не менее
предосудительно упорное стремление к удовольствию: существует острое одинокое
наслаждение, которое также разъединяет людей, и
«Фантазия бессознательного». ^ «Влюбленные женщины».
' «Фантазия бессознательного».
 
261 
женщина не должна к нему стремиться. Лоуренс нарисовал множество портретов таких
независимых, властных женщин, которые изменяют своему женскому призванию. Урсула
и Гудрун из этой породы. Поначалу Урсула — захватчица. «Мужчине следовало бы
предать ей всего себя без остатка...»! Позже она научится обуздывать свою волю. А вот
Гудрун упорствует; рассудочная, артистичная, она отчаянно завидует мужчинам, их
независимости, возможности действовать; она стремится сохранить нетронутой свою
индивидуальность; она хочет жить для себя; полная иронии, жаждущая обладания, она
навсегда останется в плену своей субъективности. Но самый показательный образ — это
образ Мириам2, поскольку он наименее замысловатый. За крах Гудрун частично отвечает
Жерар; Мириам же рядом с Полем одна несет бремя своего несчастья. Она тоже хотела бы
быть мужчиной и ненавидит мужчин; она не принимает себя в своей всеобщности, она
хочет «выделиться»; а потому большой поток жизни идет мимо нее, она может походить
на колдунью или жрицу, но никогда — на вакханку; окружающее может взволновать ее,
только если она перевоссоздаст его в своей душе, придав ему сакральную ценность: сам
этот пыл отделяет ее от жизни; все в ней поэзия, мистика, разлад. «Ее чрезмерное усилие
замыкалось само на себе... она не была неловкой, и все же никогда не делала нужного
движения». Она ищет чисто внутренних радостей, действительность же пугает ее; половая
Hosted by uCoz