Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 400 
Next page End  

действенными; концепции можно использовать для того, чтобы выяснять взаимодействие и
взаимосвязь между другими концепциями.
6. Эмпирическая валидность, или верифицируемость. Предыдущие критерии рациональны по
природе и не связаны напрямую с правильностью или валидностью теории. Конечно, со временем
теория должна подкрепляться опытом и экспериментами, которые ее подтверждают; таким образом,
помимо того, что она согласна с уже имеющимися сведениями или способна принять их в расчет, она
должна обеспечивать новые знания. Тем не менее теория, которая в результате эксперимента
отбрасывается, может косвенно привести к новым знаниям, поскольку она является стимулом для
создания другой, лучшей теории.
7. Продуктивность. Способность теории приводить к предположениям, которые можно
проверить и таким образом получить новые знания, часто называется продуктивностью. Но теория
может быть продуктивна, даже если она и не способна привести к определенным предположениям. Она
может навести на размышления и подтолкнуть к развитию новых идей и теорий иногда потому, что она
вызывает недоверие или неприятие у других.
8. Практичность. Существует последний критерий хорошей теории, который редко учитывается:
теория должна помогать организации умственной деятельности и быть полезной на практике,
обеспечивая ее понятийные рамки. Теория позволяет тем, кто совершает практическую работу, перейти
от эмпирического уровня применения техник методом проб и ошибок к рациональному применению
принципов. На практике многие считают теорию чем-то не относящимся к тому, что они делают, не
имеющей ничего общего с практикой или реальностью. В то же время, как сказал Левин (Lewin, 1944),
один из исследователей топологической психологии, «нет ничего более практичного, чем хорошая
теория». Именно действия, основанные на теории, отличают профессионала от исполнителя.
Вряд ли найдется теория психотерапии, которая отвечает всем этим критериям. Не существует ни
такой теории личности, ни теории научения. Существующие
теории находятся на начальном этапе
развития, и критерии устанавливают цели, к которым должны стремиться создатели этих теорий.
Большинство теорий в психотерапии не имеют формальной структуры, хотя в некоторых из них есть
попытки формулирования ряда взаимосвязанных постулатов или положений с вытекающими из них
выводами. Во многих случаях концепции теорий скорее подразумеваются, чем объясняются.
Объяснение может даваться в самых разнообразных случаях — от одного-единственного элемента или
аспекта психотерапевтического процесса до более общих понятий. Франк (Frank, 1961) писал:
«Некоторые работы в психотерапии пытаются охватить все ее аспекты. Многие из них
отличаются чрезвычайным проникновением в суть и способностью воодушевлять и проливают свет на
многие области знания. Тем не менее, преследуя цель охватить как можно больше, они используют
метафоры, оставляя нерешенными основные непонятные вопросы и делая невозможным использовать
гипотезы как предмет экспериментальных исследований.
Противоположным подходом является попытка создать концепцию в отдельной части
исследуемой области с достаточной точностью для того, чтобы проверить гипотезу на практике. Однако
в этом случае есть опасность принести значительность в жертву точности. Перед исследователем стоит
задача ограничить аспект психотерапии, являющийся предметом экспериментального изучения, и в то
же время не упускать из виду основные факторы данного явления. Он оказывается в затруднительном
положении норвежского бога Тора, который, попытавшись осушить небольшой кубок, узнал, что тот
связан с морем. В этих обстоятельствах появляется неизбежная тенденция в поиске задач для
исследования руководствоваться их легкостью, а не важностью. Это напоминает известную историю о
пьянице, который потерял в темноте ключи и искал их под фонарем, потому что там было лучше видно.
Подобный подход привел к большому количеству тщательных, но тривиальных исследований» (pp. 227-
228).
Оказывается, психотерапевты были настолько погружены в практику, что развитию теорий
уделялось мало времени. Тем не менее, хотя это официально не признано, в каждой практике или
подходе психотерапии имеются само собой разумеющиеся положения. Часто они формулируются
неточно или, возможно, вообще никак не упоминаются, но они есть. Теоретические дискуссии о
психотерапии часто ссылаются на положения и гипотезы, частенько путая их между собой. Многие из
этих дискуссий являются объяснениями постфактум какого-то явления, однако в своем развитии они не
Hosted by uCoz