пациента); фокусирование на факторах риска и профилактике эмоциональных расстройств у детей (pp.
616-617). Мы надеемся, что многие из этих задач будут реализованы уже в ближайшем будущем.
Благодаря всему этому мы также подозреваем, что будут сохраняться тесные связи с
экспериментальной психологией, с наукой и практикой, с оценкой и документированием изменений.
Это на самом деле неудивительно. Эти «тесные связи» всегда были и остаются отличительными
особенностями теории и практики поведенческой терапии. Именно этого следует ожидать и в будущем.
Часть III. Когнитивные подходы
Предисловие к части III
Когнитивными подходами в психотерапии считаются те, в которых делается преимущественный
акцент на логическом, интеллектуальном подходе к процессу и/или разрешению проблем или
затруднений клиента. Эти подходы могут быть сравнительно эклектичными; иначе говоря, в них
используется целый ряд разнообразных техник. При этом исходят из представлений, что различные
проблемы и различные клиенты требуют различных методов или техник; выбор техник обычно
осуществляется на основании практических соображений или собственного опыта.
Более ранние издания этой книги включали в качестве когнитивного подхода так называемую
миннесотскую точку зрения Уильямсона. Кроме того, в предыдущее издание входила глава,
посвященная Рейми и его гипотезе ложных когнитивных представлений (cognitive misconception
hypothesis). Читателей, интересующихся этими теориями, мы отсылаем к предыдущим изданиям.
Эллис первым разработал рациональную психотерапию. Прошло больше десятилетия, прежде
чем другие, в частности Бек и Мейхенбаум, разработали собственные подходы в когнитивной
психотерапии. Подходы Эллиса, Бека и Мейхенбаума описаны в соответствующих главах данного
раздела. Эти подходы имеют много общего, как сможет убедиться читатель. Психотерапевт предстает в
роли учителя, который пытается привить клиенту навыки использования информации, логики или
рассуждений с целью коррекции ложных толкований и иррациональных мыслей, считающихся основой
эмоциональных расстройств.
Природа американского общества делает его восприимчивым к когнитивным
психотерапевтическим подходам, поскольку они основаны на научных фактах. На это указывает Франк
(Frank, 1961), обращая внимание на возможные слабые стороны такого подхода в психотерапии. По его
словам, научный идеал
«ценит объективность и интеллектуальное постижение, однако эти особенности не всегда
применимы к психотерапии. В результате неизбежна завышенная оценка значимости когнитивных
аспектов. С позиции пациента «инсайт» в смысле способности облечь понимание в слова может быть
ошибочно принят за истинное изменение установок. С позиции психотерапевта научный подход может
привести к ненужному акценту на красотах и изяществе интерпретаций, а также к избеганию открыто
возбуждающих эмоции техник... несмотря на всеобщее согласие с тем, что для успеха психотерапии
непременно должны быть затронуты эмоции пациента» (pp. 219-220).
Глава 7. Рационально-эмотивная психотерапия: Эллис
Вероятно, одной из наиболее известных и ранних попыток привнести в психотерапию логику и
рассуждение является подход Альберта Эллиса, впервые изложенный в нескольких журнальных статьях.
Первоначально названный рациональной психотерапией,
он с 1962 г. получил наименование
рационально-эмотивной терапии (РЭТ) (rational-emotive therapy, RET).
Альберт Эллис (род. в 1913 г.) получил степень бакалавра в 1934 г. в Сити колледже в Нью-
Йорке; звание магистра и доктора философии ему было присвоено соответственно в 1943 г. и 1947 г. в
Колумбийском университете. Эллис начал частную практику в сфере брачного, семейного и
|