сексуального консультирования в 1943 г. В связи со своим интересом к психоанализу Эллис прошел
психоаналитическое обучение и трехгодичный личный анализ. Он какое-то время работал клиническим
психологом в клинике психической гигиены в государственном диагностическом центре, главным
психологом Департамента учреждений и агентств штата Нью-Джерси, а также инструктором в
Рутжеровском и Нью-Йоркском университетах. Основная часть его профессиональной деятельности,
однако, была посвящена частной практике. Несмотря на это, он занимался активной лекторской работой
и проводил семинары по терапии РЭТ по всему миру и сейчас продолжает это делать. В 1958 г. он
основал Институт рациональной жизни (Institute for Rational Living),
а в 1968 г. Институт
усовершенствования в области рациональной психотерапии (Institute for Advanced Study in Rational
Psychotherapy),
исполнительным директором которого он в настоящее время является. Кроме обучения
РЭТ Институт предлагает уроки в Школе жизни (Living School),
где нормальных детей обучают
принципам рационально-эмотивной психологии.
Эллис получил множество наград, в частности «За выдающийся профессиональный вклад в
развитие знаний» от Американской психологической ассоциации (см. American Psychologist,
1986, 41,
pp. 381-397), звание «Гуманист года» от Американской гуманистической ассоциации и награду за
личное развитие от Американской консультативной ассоциации.
Эллис, дипломант в области клинической психологии Американского комитета
профессиональной психологии, опубликовал множество своих трудов. Он является автором
многочисленных популярных и научных книг по вопросам секса и сексуальности. Эллис был одним из
трех психотерапевтов в серии фильмов под общим названием «Три подхода к психотерапии» продюсера
Эверетта Л. Шострома. Он распространил рационально-эмотивный подход на групповую
психотерапию
и группы встреч. Эллис опубликовал принципы своего подхода в ряде книг и статей.
Биография Эллиса подготовлена Вайнером (Wiener, 1988).
Становление и развитие
На заре своей практики в области консультирования супругов Эллис уделял внимание
предоставлению авторитетной информации. Вместе с тем он стал осознавать, что проблемы, с
которыми обращаются к нему клиенты, часто обусловлены отсутствием необходимой информации или
знаний; его клиенты также страдали психологическими или эмоциональными расстройствами. Он
обратился за помощью к психоанализу и, пройдя обучение и личный анализ, начал заниматься
традиционным психоанализом. Несмотря на свои значительные успехи как психоаналитика (по его
словам, заметное улучшение наступало у 50% всех его пациентов и 70% пациентов-невротиков), он не
был удовлетворен этими результатами и, что более важно, теорией и техниками психоанализа. Эллис
ощущал, что пассивность и бездеятельность ортодоксального психоанализа идут вразрез с его
собственной личностью и темпераментом.
«Если мне кажется, что я отлично знаю причины проблем пациента, почему я должен пассивно
ожидать, иногда в течение нескольких недель и даже месяцев, пока он, по собственной инициативе,
покажет мне, что полностью «готов» принять мои толкования? Почему, когда пациентам с трудом
даются свободные ассоциации, когда они за всю сессию могут вымолвить всего несколько слов, я не
должен помочь им наводящими вопросами или замечаниями?» (Ellis, 1962, р. 7.)
В результате своей неудовлетворенности Эллис внес изменения в неофрейдистский подход, а
впоследствии и в психоаналитическую терапию, активизировав процесс. Несмотря на явное повышение
эффективности (значительного улучшения достигали 63% всех пациентов и 70% пациентов-
невротиков), причем это отнимало меньше времени и усилий, Эллис по-прежнему был недоволен. Хотя
его пациенты достигали инсайта относительно собственного поведения и его причин, они не всегда
менялись в лучшую сторону.
Эллис заинтересовался теорией научения (то есть обусловливания) и попытался применить ее
для разрушения условных рефлексов у своих пациентов путем привлечения их к подходящим
терапевтическим видам деятельности. И вновь ему показалось, что эта направленная на деятельность
эклектическая терапия более эффективна, но неудовлетворенность не оставляла Эллиса. Его
|