рациональный подход начал развиваться именно в этот момент (в 1954 г.). Эллис убедился, что
иррациональные, невротические ранние навыки обладают значительной стойкостью, поскольку
индивиды упорствовали в переобучении себя этим навыкам, оказывая сопротивление терапии и
достижению инсайтов. Тогда Эллис принялся обучать своих пациентов изменять мышление и
принимать рациональный подход к проблемам. Он видел, что до 90% людей после применения этого
метода в течение 10 и более сессий достигали заметного и даже значительного улучшения.
Принципы терапии РЭТ были сформулированы в ряде статей, выходивших начиная с 1955 г.
(Ellis, 1955a, 1955b, 1956,
1957a, 1957b, 1958, 1959), а наиболее полно они были изложены в книге
«Разум и эмоции в психотерапии» (Reason and Emotion in Psychotherapy, Ellis, 1962). Последние работы
Эллиса (Ellis, 1987a, 1988b, 1989; Ellis & Dryden, 1987; Ellis & Grieger, 1977a; Ellis & Whiteley, 1979)
дополнили и развили уже сформулированную теорию.
Философия и концепции
Дав своему подходу название «рациональная терапия», Эллис впоследствии отказался от него,
поскольку возникала путаница с другими «рациональными» подходами и классической
рационалистической философией, от которой он хотел отмежеваться. Вместе с тем он сочувственно
относится к современному рационализму или неорационализму, который вносит в науку и поиск
истины логику и разум в отличие от сверхъестественных тенденций, мистицизма и догматизма. Кроме
того, Эллис разделяет цели жизни современных экзистенциалистов и приемлет следующие принципы
(Braaten, 1961).
«1) Человек, ты свободен, самоопределяйся; 2) культивируй собственную индивидуальность; 3)
живи в согласии со своим ближним; 4) высшим мерилом являются твои собственные переживания; 5)
целиком пребывай в текущем моменте; 6) истина заключается в действии; 7) ты можешь скачком выйти
за пределы своих возможностей; 8) творчески используй свои возможности; 9) делая свой выбор,
выбирай в пользу человека и 10) тебе следует принять ограниченность своих возможностей.»
Эллис утверждает, что концепции, составляющие его систему, не являются оригинальными. Хотя
многие из них он открыл на собственном опыте, он признает, что некоторые из них были ранее
сформулированы древними и современными философами, психологами, психотерапевтами и
социологами (Ellis, 1979c, 1987а).
Допущения
Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) основывается на ряде допущений о человеческой
природе и происхождении человеческих несчастий, или эмоциональных нарушений (Ellis, 1988b, 1989,
1993). Вот некоторые из этих допущений.
1. Люди сочетают в себе рациональное и иррациональное. Когда они мыслят и действуют
рационально, более вероятно, что они будут эффективны, счастливы и компетентны.
2. Эмоциональное или психологическое нарушение невротическое поведение является
результатом иррационального и нелогичного мышления. Мысли и эмоции неразделимы. Эмоции
сопровождают мышление, а мышление, как правило, предвзято, субъективно и иррационально.
3. Люди по своей биологической природе предрасположены к иррациональному мышлению,
строят в соответствии с этим окружающие условия и переживания. Индивиды с серьезными
нарушениями (психотики) отличаются более выраженной склонностью к расстройствам мышления.
4. Люди это говорящие животные, мышление у них происходит обычно с использованием
символов или языка. Поскольку мышление устойчиво, если устойчивы эмоциональные нарушения,
иррациональное мышление обязательно устойчиво при устойчивых эмоциональных нарушениях.
Характеризует
индивидов с выраженными нарушениями то, что они поддерживают свои нарушения и
сохраняют нелогичное поведение за счет внутренней вербализации своих иррациональных идей и
мыслей. «Для практических целей фразы и предложения, которые мы часто себе повторяем, являются
или становятся нашими мыслями и эмоциями» (Ellis, 1962, р. 50). Постоянная стимуляция служит
|