причиной стойкости расстройств поведения и эмоций, а простое понимание корней нарушения в
процессе психоанализа не является достаточным условием устранения нарушения.
5. Продолжительность состояний эмоциональных нарушений, которые являются результатом
внутренней вербализации, определены, таким образом, не внешними событиями или обстоятельствами,
а восприятием и установками в отношении этих событий, которые включены в интернализованные
высказывания о них. Эллис обнаруживает истоки этой концепции у Эпиктета, который писал: «Люди
расстраиваются не столько из-за вещей, сколько из-за своих взглядов на них». Он также цитирует
сходную фразу из «Гамлета»: «Нет ни хорошего, ни плохого, все делает таким или другим наш разум»
(Ellis, 1962, р. 54).
6. Негативные и направленные во вред себе мысли и эмоции должны быть устранены путем
перестройки восприятия и мышления, чтобы мышление стало логическим и рациональным, перестав
быть нелогичным и иррациональным. Задача психотерапевта в процессе психотерапии
продемонстрировать клиентам, что их внутренние вербализации являются источником их же
эмоциональных нарушений, доказать нелогичность и иррациональность этих вербализаций,
скорректировать их мышление так, чтобы их внутренние вербализации стали более логичными и
эффективными и были бы отделены от негативных эмоций и саморазрушающего поведения (см. также
Dryden, 1989; Ellis & Dryden, 1987).
Иррациональные идеи
Эллис выявил одиннадцать идей, или ценностей, которые иррациональны, полны суеверия или
«бессмысленны», но которые получили широкое распространение в западном обществе и, по-видимому,
«с неизбежностью ведут к неврозу» (Ellis, 1962, р. 61).
1. Существенно, чтобы человека любили или одобряли практически все представители его
окружения. Эта идея явно иррациональна, поскольку цель эта недостижима, пытаясь ее достичь,
человек становится менее самостоятельным, более неуверенным и в результате более
саморазрушающим. Желательно быть любимым; однако разумный человек не станет приносить в
жертву собственные интересы и устремления в попытке достичь этой цели.
2. Человек обязан быть абсолютно компетентным, адекватным и успешным, чтобы быть
достойным уважения. И такое вряд ли возможно, а настойчивое стремление к этому может привести к
психосоматическому заболеванию, появлению чувства неполноценности, неспособности жить
собственной жизнью, постоянному чувству страха перед неудачей. Разумный индивид стремится делать
добро ради самого себя, а не быть лучше других, получать удовольствие от деятельности, а не
занимается ею исключительно ради результатов, учиться, а не пытаться быть совершенным.
3. Некоторые люди плохие, порочные или подлые и, следовательно, заслуживают наказания и
обвинения. Эта идея иррациональна, поскольку не существует абсолютных стандартов истины, а свобода
воли незначительна. «Неправильные» или «аморальные» поступки являются результатом глупости,
невежества или эмоциональных нарушений. Все люди подвержены ошибкам и совершают их.
Обвинение и наказание, как правило, не приводят к улучшению поведения, поскольку не способствуют
уменьшению глупости, приобретению ума или улучшению эмоционального состояния; в
действительности наказание зачастую ведет к ухудшению поведения и усугублению эмоционального
расстройства. Разумные индивиды не винят себя или других. Подвергаясь обвинениям со стороны
окружающих, они пытаются исправить или скорректировать свое поведение, если были не правы; если
же они считают себя правыми, то осознают, что такое обвинение показатель нарушений у других. В
случае ошибок окружающих разумные люди пытаются понять и, если это возможно, предотвратить их
повторение; в случае невозможности это сделать, они стараются не позволять, чтобы чужое поведение
выводило их из душевного равновесия. Допустив ошибку, разумный человек понимает и принимает
свое поведение, а не разрешает ей превратиться в катастрофу или привести к ощущению никчемности.
4. Просто ужасно, когда дела идут не так, как нам бы хотелось. Это признак иррационального
мышления, поскольку разочарование вполне нормальное чувство, однако, длительно и сильно
расстраиваться не стоит, ведь нет оснований полагать, что дела должны быть не такими, как они есть на
самом деле, расстройство крайне редко изменяет ситуацию, а обычно делает ее хуже; если невозможно
|