привести к «ага!»-переживанию, когда смущение трансформируется в ясность.
Работа со сновидениями
Фрейд говорил о сновидении как о прямом пути в бессознательное. Перлз полагал, что это
прямой путь к интеграции. Если психоаналитик работает с ассоциациями к отдельным элементам
сновидения и дает им интерпретацию, то гештальт-терапевт пытается заставить пациента повторно
пережить сновидение в настоящем, в терапевтической ситуации, включая его отыгрывание.
Интерпретации не даются, поскольку они ведут лишь к интеллектуальному пониманию. Давать
интерпретацию поручают самому пациенту. «Чем больше вы воздерживаетесь от вмешательства и
сообщения пациенту о том, на кого он похож и как он себя чувствует, тем больше оставляете ему шансов
открыть себя самого, а не быть введенным в заблуждение вашими концепциями и проекциям» (Pagan &
Shepherd, 1970, p. 29).
Сновидение отражает или содержит в той или иной форме незавершенную, не
ассимилированную ситуацию.
«Сновидение представляет собой экзистенциальное сообщение. Это больше, чем незавершенная
ситуация; это больше, чем неисполненное желание, это больше, чем пророчество. Это сообщение от вас
вам, той вашей части, которая слушает. Сновидение, вероятно, является наиболее спонтанным
самовыражением человека» (там же, р. 27).
Разные его части есть проекции разных и конфликтующих сторон самости. В принципе
сновидение содержит все необходимое для исцеления, если понять и ассимилировать все его части.
«Здесь есть все... Мы находим в сновидении все, что нам требуется... Понимание сновидения означает
осознание, когда вы избегаете очевидного» (Perls, 1969a, р. 70). Формы меняются, однако в каждом
сновидении по-прежнему есть все. «Сновидение есть концентрированное отражение нашего существа»
(там же, р. 147).
Сновидения выявляют недостающие части личности и методы избегания, которыми пользуется
пациент. Пациенты, не запоминающие сновидений (всех сновидений), отказываются взглянуть на свои
проблемы; они «думают, что заключили сделку с жизнью» (Perls, 1969a, р. 120). Таким пациентам
предлагают обратиться к ускользнувшим сновидениям: «Сны, где вы?»
При работе со сновидением пациента просят сыграть роль разных людей и объектов. В процессе
игры пациент отождествляет себя с отчужденными частями своей личности и интегрирует их.
Затруднения при игре или отказ означают, что пациент не желает присвоить или получить назад свои
отвергнутые части. Облегчает процесс использование техники пустого стула, когда пациент
пересаживается со стула на стул при взаимодействии с героем сновидения, объектом или частью себя.
Домашнее задание
«Мы просим всех своих пациентов попробовать выполнить те или иные домашние задания,
причем многим удается за счет этого заметно ускорить процесс терапии» (Perls, 1973, р. 82). Вместе с тем
не все пациенты способны выполнить домашние задания, причем иногда они готовы приложить
немалые усилия, чтобы этого избежать. Домашнее задание заключается в том, что пациент заново
переживает сессию, представляя себя в терапевтической ситуации. Если почему-либо это дается с
трудом, надо постараться выяснить, в чем проблема, может быть, что-то было недосказано на сессии.
Если это так, то может ли пациент теперь это сказать? Акцент делается на осознавании факта избегания
и прерывания самовыражения.
Интеграция
Эти техники (осознавание, вручение ответственности, работа с драмой и воображением,
замешательство, работа со сновидениями и домашнее задание) применяются не изолированно, путем
фокусирования на самих по себе конкретных действиях, чувствах, переживаниях или осознавании. Все
они направлены на интеграцию цельной личности. В гештальт-терапии основной упор делается на
|