2. Я не могу починить велосипед.
3. Я не в состоянии подстричь газон.
4. Я не могу ничего продать.
5. Я плохо поклеил обои.
Центральным содержанием его мыслей были: а) качество исполнения и б) перфекционистские
стандарты. Последние стали очевидными, когда терапевт спросил пациента, на каких фактах основаны
его выводы. Оказалось, что вывод «Я не в состоянии подстричь газон» основывался на том, что пациент
не смог закончить стрижку газона из-за сломавшейся газонокосилки. Что касается плохо поклеенных
обоев, то выяснилось, что никто, кроме самого пациента, не заметил изъянов в его работе. Терапевт
предположил, что за этими мыслями скрываются следующие убеждения: «Если я не могу достичь во
всем совершенства, значит, я неумеха» и «Не довести начатое дело до конца или не выполнить его
идеальным образом так же плохо, как вообще ничего не сделать». Чтобы точно определить
убеждения пациента, терапевт должен иметь «тонкий слух».
Ошибки мышления, отмечаемые у пациента (генерализация, произвольные умозаключения,
дихотомизм), могут служить ключом к пониманию его базовых убеждений. Другим ключом может быть
частое использование пациентом определенного рода слов. Поскольку базовые убеждения обычно
формируются в детстве, пациенты нередко прибегают к таким глобальным инфантильным
определениям, как «дурак» или «тупица». В этом случае важно побудить пациента расшифровать
значение этих слов.
Хотя когнитивная терапия представляет собой достаточно структурированный подход, иногда
бывает полезно позволить пациенту говорить бессвязно, перескакивая с одной мысли на другую,
поскольку это может подвести к пониманию базовых убеждений. В данном случае терапевт скорее
ставит себе задачей понять внутренний мир пациента, нежели скорректировать допускаемые пациентом
искажения. Аналогичным образом, при всей сосредоточенности когнитивной терапии на текущих
проблемах, небесполезно обсудить с пациентом важные моменты его прошлого. Детские воспоминания,
сказки, которые рассказывали ему перед сном, поговорки, звучавшие в его семье, все это может быть
полезным подспорьем в выявлении базовых убеждений.
События и обстоятельства, доставляющие пациенту удовлетворение и радость, также подлежат
исследованию. Например, человек, идентифицирующий себя со своей работой, бурно радуется, когда
окружающие высоко оценивают его труд. (Его проблемы начинаются тогда, когда ему кажется, что его
исполнение не отвечает высоким стандартам.)
И наконец, еще одним ключиком к пониманию системы убеждений является то, как пациент
воспринимает поведение окружающих. В этом отношении чрезвычайно полезными могут быть
умозаключения типа: «Мэри счастливый человек, ибо у нее есть муж». Такое умозаключение может
свидетельствовать о наличии убеждения: «Я не буду счастлива, пока не выйду замуж».
В описанном ниже случае терапевт, используя разные методы, вскрывает первичные и
вторичные убеждения депрессивной пациентки. Пациентка 33-летняя женщина, разведенная, имеет
двоих детей. Депрессия развилась у нее вскоре после развода, когда женщина переехала с детьми из
загородного дома в городскую
квартиру. У нее возникли проблемы с детьми, которые не могли
свыкнуться с новой жизнью.
На первом этапе терапии пациентка, выполняя задание терапевта, записывала те свои мысли,
которые вызывали у нее негативный аффект. Некоторые из этих мыслей приведены на рис. 1.
|