Рис. 1. Диаграмма «КогницииАффект»
На следующем этапе были выявлены сквозные темы этих негативных автоматических когниций.
Одна из тем касалась того, как пациентка выглядит в глазах окружающих. Женщина считала, что
обязана быть «хорошей» с людьми. Слово «хорошая» было одним из самых востребованных слов в ее
лексиконе. Терапевт попросил пациентку объяснить, какой смысл она вкладывает в это слово. В ее
понимании быть «хорошей» означало быть любезной, участливой, привлекательной.
Логическим продолжением этой темы была тема самообвинения. В любой неприятности,
случившейся с ней, женщина усматривала свою вину, причем диапазон этих неприятностей был крайне
широк от развода с мужем до проколотой автомобильной шины. У сына пациентки возникли
проблемы в школе, и поэтому она считала себя плохой матерью. Естественно, что эти мысли вызывали
у пациентки печаль и усугубляли ее депрессию.
Другой сквозной темой была тема «несправедливости» жизни. Женщина считала, что она
незаслуженно лишена того, что есть у других людей, мужа, хорошего самочувствия, денег, и эти
мысли порождали у нее гнев.
Ниже приведена выдержка из интервью, где терапевт вскрывает базовое убеждение пациентки.
Терапевт. Автоматически вы думаете: «Дети не должны так плохо вести себя». А поскольку они
не слушаются вас и перечат вам, вы думаете: «Я плохая мать». Почему вы полагаете, что дети не
должны перечить вам?
Пациентка. Они не должны перечить мне... Я же стараюсь быть хорошей с ними.
Т. То есть?
П. Ну если ты хороший, с тобой не может произойти ничего плохого. (На этой фразе у
женщины засияли глаза.)
Терапевт спросил пациентку: «От кого вы узнали, что если быть хорошим, с тобой не случится
ничего плохого?» Пациентка ответила, что так ей всегда говорила мать. То же самое ей внушали в
школе учителя они называли ее хорошей девочкой и прочили ей блестящее будущее.
Уже на ранних стадиях терапии терапевт разъясняет пациенту, какую роль играют подобные
формулы в развитии депрессии, и поручает ему отслеживать свои базовые убеждения. Он может сказать
пациенту: «Я думал о вас, пытаясь понять, каким убеждением или правилом вы руководствуетесь в
своей жизни. Это убеждение, как мне кажется, может звучать так. Пожалуйста, запишите это и
подумайте об этом в промежутке между сессиями. Запишите также, что вы думаете об этом убеждении
и как его можно изменить».
|