Для большей наглядности можно использовать схемы, подобные той, что представлена на рис. 1.
Терапевт может дать пациенту незаполненный или частично заполненный бланк диаграммы, с тем
чтобы пациент самостоятельно занес туда свои автоматические мысли и негативные эмоции.
Модификация убеждений
Выявление дисфункциональных убеждений служит первым шагом к их изменению. Когда эти
убеждения сформулированы и таким образом извлечены на свет, их абсурдность или дезадаптивный
характер становятся очевидными для многих пациентов.
Можно воспользоваться различными аргументами и прибегнуть к помощи разнообразных
упражнений, чтобы побудить пациента исследовать достоверность его убеждений. Однако следует
помнить, что решающее значение имеет не количество, а точность аргументов. Если в результате
одного-двух аргументов пациент начинает совершенно иначе смотреть на ситуацию, это обычно
приводит к изменению базовых убеждений. Зачастую изменить убеждения пациента оказывается на
удивление просто. И всякий раз, когда это происходит, терапевт должен поинтересоваться, что именно
привело к пересмотру убеждений.
Наибольшую убедительность для пациента имеют те опровержения, которые он находит
самостоятельно или совместно с терапевтом. Поэтому не следует читать пациенту лекции надо
просто задавать ему вопросы и предлагать альтернативные формулы. Терапевт скорее добьется успеха,
если будет черпать свою аргументацию из имеющихся у пациента адаптивных убеждений. Например,
один из наших пациентов считал, что люди, которые не соглашаются с его мнением, плохо относятся к
нему. Но он также был убежден в том, что невозможно угодить всем сразу. Сопоставив второе
убеждение с первым, он пришел к выводу, что для него не должно иметь большого значения, согласны с
ним другие или нет.
Убеждения как «мишень»
Многие из ранее описанных когнитивных и поведенческих техник, применяемых в целях
модификации автоматических мыслей, могут быть использованы для изменения базовых убеждений
пациента. Однако, как показывает приведенный ниже пример, существующие различия между двумя
мишенями диктуют необходимость применения сугубо специфических методов вмешательства.
Нашей пациенткой была молодая привлекательная женщина. Восемнадцать месяцев назад ее
бросил друг, что спровоцировало у нее развитие депрессии. Ее автоматические мысли вращались вокруг
того, что она «уродина» и не вызывает интереса у мужчин. Работа с этими автоматическими мыслями
строилась следующим образом.
Терапевт. Оставляя в стороне ваше субъективное мнение, что доказывает, что вы уродина?
Пациентка. Ну моя сестра, например, всегда дразнила меня уродиной.
Т. Она всегда права в этих вопросах?
П. Нет. На самом деле у нее были свои причины говорить мне так. Но основное, почему я знаю,
что я некрасивая, это потому, что мужчины не проявляют никакого интереса ко мне. Если бы я не была
уродиной, мне назначали бы свидания.
Т. Возможно. Но можно выдвинуть и другое объяснение. Вы рассказывали мне, что целыми
днями работаете одна в офисе, а по вечерам сидите дома. Похоже, вы ограничиваете для себя
возможность знакомства с мужчинами.
П. Я понимаю, но, тем не менее, если б я была хоть чуточку красивее, мужчины искали бы
знакомства со мной.
Т. Давайте проведем эксперимент. Вы начнете вести более активный образ жизни, перестанете
отклонять приглашения подруг на вечеринки, и мы посмотрим, как будут разворачиваться события.
Когда пациентка начала «выходить в свет» и завела новые знакомства, мужчины стали назначать
ей свидания. Мысли о том, что она уродина, перестали тревожить ее.
После преодоления автоматических мыслей фокус внимания сместился на ее убеждение в том,
что достоинство человека определяется внешностью. Пациентка охотно согласилась, что это убеждение
ошибочно. Она также признала, что для завоевания внимания или любви мужчины не обязательно быть
красавицей. Эта дискуссия позволила вскрыть базовое убеждение пациентки. Она считала, что женщина
не может быть счастлива, если ее не любят мужчины. Остаток терапии был посвящен работе по
изменению этого убеждения.
|