окружающих». Непонятно, сколько же все-таки должен работать человек и сколько уважения ему
требуется от окружающих, чтобы чувствовать себя счастливым.
Понятие «заслуженности» тесно связано с понятием «справедливости», которое нередко
трактуется людьми в терминах вознаграждения. Не получая «заслуженного» вознаграждения, многие
пациенты считают, что жизнь, Бог и общество чудовищно несправедливы к ним.
Довольно часто приходится наблюдать, как пациент огорчается в связи с бедами и страданиями
знакомых. Его огорчение как будто говорит о сочувствии к людям, однако предметный опрос нередко
показывает, что пациент проецирует свои идиосинкразические убеждения на других. Например, одна
пациентка очень расстроилась, когда у ее приятельницы умер муж. При опросе обнаружилось, что
женщина терзалась мыслью: «А вдруг я тоже потеряю мужа? Это самое ужасное, что может случиться
со мной!» Пациентка исходила из негласного убеждения, что все происходящее должно находиться под
ее контролем. Для нее утрата контроля над происходящим, невозможность предотвратить неприятное
событие были равнозначны краху.
В терапии существует несколько способов проработки темы справедливости. Можно
продемонстрировать пациенту, что жизнь по сути своей несправедливая штука. В мире много
несправедливости, ибо жизненные блага не распределяются симметрично между людьми. Люди
наделены разными способностями. Удачи и неудачи во многом определяются случаем. Никто не
застрахован от бед и несчастий, и никому не гарантировано постоянное благоволение судьбы.
Можно также попросить пациента составить список «несправедливых» ситуаций и затем
спросить, как он может изменить их. Полезно также побудить пациента поразмышлять о том, каким
образом его беспокойство или огорчение помогают ему изменить ситуацию в лучшую сторону. Как
правило, в результате таких размышлений пациент заключает, что если даже он не в состоянии
изменить саму ситуацию, он может поменять отношение к ней. Однако нередко обнаруживается, что
пациент способен повлиять на ситуацию.
Терапевт может обратиться к пациенту с такими словами:
«Я знаю, вы считаете, что люди не воздают вам должного, относятся к вам хуже, чем вы
заслуживаете. Однако, думая так, вы наживаете себе дополнительную головную боль. Что толку
постоянно пережевывать поступки и поведение других людей? Пусть это будет их проблемой.
Направьте свою энергию в более конструктивное русло. Это не значит, что вы должны отказаться от
попыток усовершенствовать мир, пытайтесь, если чувствуете в себе силы».
Важно также подвести пациента к осознанию того, что справедливость вещь относительная и
что у каждого свое понимание справедливости. Наемный работник, например, рассуждает так: «Я
работаю. Я своими руками произвожу товар. Я должен получать больше денег. Это несправедливо
платить мне такую маленькую зарплату». Однако его работодатель рассуждает иначе, он думает: «Я
произвожу капитал. Я вкладываю деньги в производство. Я рискую своими деньгами. Поэтому я
должен получать неизмеримо больше, чем мои работники». Вопрос о справедливости почти всегда
предполагает как минимум две отличные друг от друга точки зрения.
И наконец, чтобы преодолеть огорчение пациента по поводу «несправедливости жизни», можно
обсудить понятие справедливости как абстракцию. Действительно,
за этим понятием не стоит ничего
реального, ничего конкретного. Справедливость это гипотетический конструкт, абстракция. Никто не
может определить, что есть справедливость и несправедливость, и все равно эти абстракции вызывают
у людей неудовлетворенность и раздражение. Терапевт может сказать пациенту, что взгляд на мир
сквозь призму этих туманных, абстрактных понятий ограничивает его восприятие и потому является
непродуктивным. Человек, несомненно, выиграет, если примет более прагматичный подход, который
заключается в том, чтобы определять, чего ты хочешь и что нужно предпринять для удовлетворения
этих желаний.
Случай одной пациентки служит иллюстрацией того, как поведение человека подчиняется
усвоенным долженствованиям. Пациентка считала, что если она будет жертвовать своими интересами в
угоду желаниям и интересам окружающих (коллег, мужа, детей), она заслужит их любовь. Терапевт
решил показать пациентке, что она обманывает себя, руководствуясь этим правилом. Он дал ей
следующее задание. На протяжении недели пациентка должна была отмечать в своем дневнике, как
окружающие реагируют на ее жертвы. Иными словами, ей поручалось следовать диктату «я должна»,
регистрируя при этом результаты своего поведения.
Пациентка обнаружила, что ее жертвенное поведение не вызывает ожидаемых последствий.
Окружающие не только не проявляли признаков любви и благодарности, но, напротив, начинали
игнорировать ее. Исходя из этого женщина заключила, что философия «Да воздается тебе за добро»
|