Т. Ровно потому же, почему я сказал бы, что если люди не покупают ваши страховки, это не
значит, что вы недостойный человек. Или вы не согласны с последним?
П. Если люди не покупают мои страховки, это не значит, что они отвергают меня. Они
отказываются от предлагаемых мною страховок. Умение продавать страховки это еще не весь я. Это
лишь одна из моих способностей.
Т. Верно. Не существует способа оценить себя как личность, как человека. Мы можем оценить
только свои умения, способности, черты. Отождествлять себя с какой-то своей чертой или
способностью это чудовищная ошибка, которая может стать причиной многих неприятностей.
П. Уж не хотите ли вы сказать, что нужно игнорировать свои успехи, что не надо радоваться,
когда дела идут в гору?
Т. Нет. Если у вас получается что-то, если вы хорошо справляетесь со своей работой, этому стоит
порадоваться. И разумеется, нужно отмечать свои достижения, чтобы продолжать хорошо работать. И
точно так же, если вы в чем-то терпите неудачу, вы должны отметить свои ошибки и промахи, чтобы
избежать их впредь. Но в любом случае ваши рабочие показатели не являются мерилом вашего
человеческого достоинства. Последнее невозможно измерить или оценить.
П. Вы опасаетесь, что если я вырастаю в своих глазах, когда добиваюсь высоких показателей, я
буду плохо думать о себе, если мои показатели вдруг упадут?
Т. Совершенно верно. Поскольку вы, как всякий человек, несовершенны, в вашей жизни
наверняка будут периоды неудач... Лучше относиться к этому так: «Я умею продавать и испытываю
удовольствие, когда мне удается продать страховку. Но мое человеческое достоинство не измеряется
этим умением. Точно так же, если бы я не обладал этим умением или если бы мои рабочие показатели
вдруг упали бы по какой-то причине, это не означало бы, что я плохой или неспособный человек. В
худшем случае это значило бы, что я не умею продавать». Чтобы чувствовать себя счастливым, просто
делайте то, что вам нравится делать.
Мы обнаружили, что пациенты, которым удается отойти от своих дисфункциональных
убеждений, становятся менее склонными к депрессии. Однако у пациента нет мотивации к изменению
убеждения, если он видит, что лежащая в его основе формула «пока срабатывает». Поэтому терапевт
должен разъяснять и демонстрировать пациенту, что в долгосрочной перспективе эти убеждения
оказываются неэффективными.
Глава 13. Домашние задания как часть терапии
Роль домашних заданий в психотерапии обсуждается в работах ряда авторов (Ellis, 1962; Beck,
1976; Shelton, Ackerman, 1974). Систематическое выполнение домашних заданий способствует
закреплению эффектов терапии и служит одним из гарантов сохранения достигнутых улучшений по
завершении лечения.
Домашние задания вплетены в общую канву терапии и непосредственно связаны с другими ее
аспектами. Поэтому некоторые из вопросов, обсуждаемых в данной главе, уже были затронуты нами в
предыдущих главах.
В когнитивной терапии домашние задания являются одним из способов получения информации,
необходимой для опровержения негативных мыслей и убеждений пациента. Данные, полученные в
результате выполнения домашнего задания, помогают сместить фокус терапии с субъективных,
абстрактных концептуализации на более объективные, реалистические, детальные отчеты.
Обоснование необходимости домашних заданий
Терапевт побуждает пациента видеть в домашнем задании неотъемлемую, сущностно важную
часть терапии. Домашнее задание это не просто дополнение к терапии и не факультативная
процедура. Время и усилия, потраченные терапевтом на объяснение пациенту смысла конкретного
задания и необходимости его выполнения, с лихвой окупают себя. Мы обнаружили, что вероятность
выполнения задания значительно возрастает, когда пациент понимает, зачем ему дается задание, и
имеет возможность высказать свои соображения и сомнения.
Домашние задания усиливают обучающий аспект когнитивной терапии. Люди, работающие в
сфере образования и просвещения, давно заметили, что домашние задания повышают эффективность
процесса научения. В когнитивной терапии пациенты учатся более реалистическим, более адаптивным
|