способам мышления и поведения. Пациенты, систематически выполняющие домашние задания,
извлекают больше пользы из терапии, чем те, кто пренебрегает домашней работой.
Чрезвычайно важно исследовать отношение пациента к домашним заданиям. Терапевт объясняет
пациенту назначение и смысл каждого задания и дает конкретные инструкции по его выполнению.
Терапевт и пациент совместно формулируют задание, чтобы оно отвечало индивидуальным
потребностям и обстоятельствам пациента. По сути они заключают договор, что позволяет им избежать
в дальнейшем ненужных споров и баталий. Пациент должен видеть, что ему отводится важная роль в
формулировании задания или как минимум что терапевт считается с его мнением.
Всегда, когда это возможно, терапевт представляет пациенту научное и терапевтическое
обоснование задания. Например, можно сказать пациенту, что когнитивная терапия, подобно науке,
превращает тайны в проблемы и затем пытается решить эти проблемы. Решение проблемы
предполагает определенную последовательность шагов. Необходимо 1) определить проблему; 2)
выдвинуть гипотезу о причине проблемы (терапевт может назвать это «догадкой» или «идеей»); 3)
спроектировать и провести эксперимент для проверки гипотезы; 4) оценить результаты эксперимента и
5) принять, отвергнуть или скорректировать гипотезу в соответствии с результатами эксперимента.
Важно, чтобы гипотеза была сформулирована в операциональных терминах (так, чтобы ее можно
было проверить эмпирически). Возьмем, к примеру, такую ситуацию. Торговый агент боится звонить
клиентам (проблема), потому что считает себя «неспособным». В подтверждение данного убеждения он
ссылается на многочисленные случаи, когда он «упускал клиента, потому что не сумел правильно
построить разговор». Когда убеждение «Я неспособный» конкретизировано и переформулировано в
гипотезу «Я не умею разговаривать с клиентами по телефону», его можно проверить эмпирическим
путем. Например, можно попросить пациента позвонить трем потенциальным покупателям, чтобы он
затем оценил, насколько хорошо ему удалось провести эти беседы. Следует заранее обговорить с
пациентом критерии оценки результатов, отдавая предпочтение поведенческим критериям. По
выполнении задания пациент и терапевт должны определить, что именно в каждой из телефонных бесед
было воспринято пациентом как свидетельство успеха или провала (казался ли клиент
заинтересованным, пообещал ли он прийти и т. п.).
Обычно пациенты охотнее соглашаются выполнять домашние задания, если терапевт
формулирует последние в терминах эксперимента. Вместо того чтобы заявлять: «Это поможет вам»,
лучше сказать: «Почему бы не попробовать выяснить, как обстоят дела на самом деле?» или «Что вы
теряете, если попробуете сделать это?» Разговор между терапевтом и пациентом может протекать
следующим образом.
Терапевт. Мне бы хотелось, чтобы вы отмечали, например с помощью галочек в вашем
ежедневнике, сколько раз на дню вы говорите себе «я должен». Как вам такое предложение?
Пациент. Ну это будет выглядеть как-то странно. Зачем это?
Т. Мы обнаружили, что, когда человек подобным образом регистрирует свои негативные
автоматические мысли, ему легче осознать их и выработать нужную реакцию. Кроме того, такой
подсчет позволяет ослабить воздействие этих мыслей. (Терапевт мог бы также сказать: «Регистрируя
свои мысли, вы дистанцируетесь от них и имеете возможность взглянуть на них критически».)
П. Не знаю. Не думаю, что это поможет.
Т. Мне нравится, что вы не принимаете на веру мои слова. Это говорит о том, что вы умеете
думать самостоятельно. В самом деле, ни к чему слепо доверять всему, что я говорю. Я ведь тоже не
уверен, поможет ли это вам, но у меня есть подозрение или гипотеза,
если использовать научную
терминологию, что это поможет. И я хотел бы проверить свою гипотезу.
П. Что значит «проверить гипотезу»?
Т. Согласно моей гипотезе, это поможет, согласно вашей не поможет. Я не знаю, чья гипотеза
верна. А вы знаете?
П. Нет.
Т. Вот я и предлагаю давайте проведем недельный эксперимент, соберем данные и
посмотрим, кто из нас ближе к истине. Как вам нравится такая идея?
Для большей убедительности терапевт может использовать какую-нибудь конкретную,
понятную и близкую пациенту аналогию. Например, если пациент занимается или интересуется
спортом, терапевт может сравнить себя с тренером, который помогает своим подопечным вырабатывать
и оттачивать новые умения. В этом случае домашнее задание подается пациенту как практика,
необходимая для совершенствования и закрепления навыка.
|