Постановка домашнего задания
Задание должно учитывать индивидуальные особенности и текущее состояние пациента. При
наличии выраженной депрессивной симптоматики следует отдавать предпочтение заведомо простым
заданиям. Важно, чтобы пациент мог справиться с заданием, дабы испытать радость успеха. Терапевт
должен предвидеть обстоятельства, способные помешать выполнению задания. Например, если
пациенту поручается провести выходной день вне дома, ему необходимо предоставить альтернативный
план действий на случай плохой погоды.
Задание должно быть сформулировано как можно более четко и конкретно. Лучше сказать
пациенту: «Запишите от десяти до двадцати негативных автоматических мыслей», нежели: «Дайте мне
примеры ваших мыслей». Можно попросить пациента повторить своими словами, что ему поручается
сделать, и описать возможные проблемы. Подчас полезно провести «мысленную репетицию» задания в
кабинете терапевта это помогает выявить предвосхищаемые пациентом трудности и наметить пути
их преодоления.
Следуя совету Шелтона и Аккермана (1974), мы обычно записываем задание под копирку, чтобы
и пациент, и терапевт имели по экземпляру. Мы также взяли на вооружение их рекомендацию о том,
чтобы терапевт давал задания не только пациенту, но и самому себе;
соблюдение этого правила
способствует укреплению сотрудничества между терапевтом и пациентом. Домашнее задание для
терапевта может включать такие пункты, как чтение специальной литературы, подготовка раздаточных
материалов (листовок, брошюр), просмотр записей и прослушивание аудиозаписи сессий.
Представленная ниже форма записи заданий заимствована нами у Шелтона и Аккермана.
Дата: 27. 03. 1977
Задание для терапевта:
1) прослушать аудиозапись сессии;
2) подготовить и принести тезисы по теме «Стыд».
Задание для Джима:
1) записать и посчитать мысли со словом «должен» общее количество за день (ВНИМАНИЕ!
а) Не допускать выводов о «неизлечимости», если после подсчета мысли продолжают беспокоить вас;
б) не винить себя за большое количество «долженствовании»; в) в случае увеличения количества этих
мыслей воздерживаться от вывода «Мне становится хуже»);
2) принести записи на следующую сессию.
Следующая встреча в пятницу, 31 марта, в 15.30.
Каждая сессия должна начинаться с проверки домашней работы и заканчиваться постановкой
новых задач. Проверка домашних заданий служит социальным стимулом для пациента. Кроме того, она
позволяет терапевту определить, насколько понятными были его инструкции.
Важно также выяснить, что думает пациент о полученных им заданиях, не считает ли он их
чересчур простыми или, напротив, слишком сложными, не рассматривает ли их как обузу для себя.
Терапевт должен быть начеку, чтобы своевременно выявить и скорректировать пессимистические
выводы пациента в случае безуспешной попытки выполнения задания. Необходимо объяснить
пациенту, что любая попытка справиться с новым заданием сама по себе является успехом. Кроме того,
процесс выполнения задания имеет не меньшую информативную ценность, чем результат. В тех
случаях, когда пациент не предпринимает никаких попыток к выполнению домашнего задания,
терапевт должен проверить, понимает ли пациент инструкции и значение домашних заданий в
терапевтическом процессе.
Приемы, побуждающие к выполнению домашних заданий
Существует множество способов, позволяющих облегчить задачу выполнения пациентом
домашней работы. Разумеется, наиболее эффективными являются те, к которым пациент приходит
самостоятельно, без подсказки терапевта. Некоторые пациенты придумывают для себя специальные
поговорки или девизы, побуждающие к выполнению домашнего задания. Так, например, один пациент
заметил, что его самочувствие улучшалось, когда ему удавалось следовать составленному накануне
распорядку дня. Проблема, однако, заключалась в том, что он подчас забывал распланировать грядущий
день или по тем или иным причинам отклонялся от намеченного плана. Для решения этой проблемы
пациент придумал девиз «Планируй жизнь и живи по плану» и повторял его себе как напоминание.
Другой пациент, отмечая ухудшение самочувствия, побуждал себя записывать свои негативные
|