создают у пациента ощущение собственной умелости, терапевт должен задавать очень конкретные
вопросы, например: «Что вам по силам сделать между двумя и тремя часами дня, чтобы испытать
чувство удовлетворения?» Если пациент затрудняется назвать какое-либо занятие, можно пойти от
обратного и спросить: «Чем вы не можете заниматься сейчас из-за депрессии?»
После выявления искомых занятий они организуются в иерархию по степени сложности, и
пациенту поручают сделать то, что он считает наиболее простым. Восстановление преморбидного
уровня активности пошаговый процесс. Вместо иерархии пациент может составить список дел, в
настоящий момент представляющих трудность для него, и затем попытаться выполнить их поочередно,
по одному в день.
«Мастерство» понятие относительное. То, что терапевту кажется простым, для депрессивного
пациента может оказаться чрезвычайно сложным. Поэтому при выполнении заданий пациента просят
оценить, насколько хорошо, по его мнению, он справился с каждым заданием. Как правило, оценки
депрессивных пациентов бывают заниженными, и этот факт может быть использован, чтобы
продемонстрировать пациенту его склонность умалять собственные достижения и успехи.
Ниже показан один из возможных путей проработки данной проблемы. Пациентка активно
отрицала значение достигнутых ею маленьких побед.
Пациентка. Каждый может помыть посуду.
Терапевт. Когда вы не были в депрессии, было ли вам трудно мыть посуду?
Пациентка. Нисколько.
Т. А теперь, когда вы в депрессии?
П. Теперь это огромная проблема для меня.
Т. В депрессии многие вещи представляют для человека проблему. Таково свойство депрессии.
Вы сейчас находитесь в депрессии, однако пользуетесь прежними критериями, оценивая свои
достижения и степень сложности заданий. Я хочу, чтобы вы пересмотрели оценки, которые выставили
себе, и попытались оценить свое исполнение исходя из того, насколько сложными являются для вас эти
задания сейчас.
Составление перечня занятий приносит наибольшую пользу, когда пациент самостоятельно
записывает пункты перечня, это повышает вовлеченность пациента в задание. В сущности,
разработка и изложение перечня занятий сами по себе могут принести пациенту удовлетворение и
укрепить его чувство собственного мастерства.
Письменные отчеты и задания
Письменные отчеты позволяют пациенту более объективно исследовать свои мысли и чувства, а
кроме того, помогают вспомнить важные события. Поэтому большинство домашних заданий включают
ту или иную разновидность письменной работы. После первой или второй сессии мы обычно просим
пациента написать краткую автобиографию. В случаях глубокой депрессии можно ограничиться
хронологическим перечислением наиболее важных фактов.
Неотъемлемой частью когнитивной терапии является ведение «Протокола дисфункциональных
мыслей». Поначалу пациенты заполняют только первые три колонки протокола (табл. 4), в которых
регистрируются ситуации, вызвавшие негативные эмоции, сами эмоции и автоматические мысли.
Выполняя это задание, пациент научается отслеживать изменения в своем настроении, научается
правильно именовать эмоции и улавливать взаимосвязи между эмоциями и автоматическими мыслями.
Овладение этими начальными навыками позволяет пациенту найти рациональные ответы на
дисфункциональные автоматические мысли. Терапевт должен убедиться в том, что пациент знает, как
пользоваться бланками «Протокола». С этой целью пациенту может быть выдан образец заполнения
протокола (табл. 4). После заполнения оригинал протокола остается у пациента, а терапевт снимает себе
копию заполненного бланка.
Таблица 4. Протокол дисфункциональных мыслей
Дата
Ситуация
Эмоции
Автоматические
мысли
Рациональный ответ
Результат
|